7.Что значит действовать на сцепе органически, по-настоящему?
Согласно с предлагаемыми обстоятельствами доводить действие до конца.
Этого и надо добиваться способом в действии, совершаемом на сцене, — большом или маленьком, физическом или психологическом или словесном.
В жизни мы всегда действуем так, но, выходя на сцену, актер утрачивает эту способность.
Немирович-Данченко, занимаясь с молодежью МХАТа, любил повторять, что целеустремленность, целесообразность, продуктивность отличают действия не только человека, но и любого животного, вплоть до самых примитивных.
Даже краб, говорил он, ориентируется на местности и, вылезая из воды на сушу, смотрит, нет ли опасности. Даже слепой червяк ощупывает дорогу перед собой.
И только одно существо на земле входит в незнакомое место и, даже не взглянув вокруг, прямо направляется куда хочет, уверенно хватает предмет, не зная заведомо о том, где этот предмет находится, читает письмо, не глядя на написанный текст, отпирает сложный замок, не прикоснувшись к нему, словом, не действует, а производит только ряд механических движений, бесцельных, часто ни с чем не сообразных, ничего не меняющих вокруг него. Этим неестественным существом может оказаться актер на сцене!
Почему же так происходит?
Отчего пропадают на сцене даже самые привычные навыки, и мы не знаем, куда деть свои руки?
А происходит это по целому ряду причин.
Выходя на сцену, актер попадает в особый мир — мир, где все — условность. Он имеет дело с придуманными событиями вымышленными людьми, видит условную обстановку. Он наперед знает из авторского текста все, должно произойти. И вдобавок оказывается под постоянным наблюдением зрителей, ощущает на себе их оценивающие взгляды.
Все это приводит к тому, что у человека, выходящего на сцену, пропадает обычное жизненное самочувствие — он уже ничего не видит, не слышит, возникает скованность и приклеиваются к полу, и начинают дрожать руки; отказывается повиноваться и хрипнет голос.
Единственное, что остается, — это просто проговаривать слова своей роли или же что-то изображать.
Как же заставить себя на сцене жить по законам подлинной жизни?
Как вернуть себе нормальное жизненное самочувствие?
Никаких готовых рецептов на этот счет нет.
И никому не дано добиться этого сразу.
Ведь на сцене всему предстоит учиться заново — говорить, видеть, слушать, двигаться и т. д.
Ну, а это требует времени и большого труда.
И прежде всего труда, направленного на развитие, воспитание в себе творческих качеств и способностей, которые нужны для настоящего действия на сцене.
Но как только налаживается контакт между зрительным залом и сценой, зритель перестает доказывать театру свои права на независимость, попадает под «гипноз», театральной магии, и происходит чудо, которое древние греки называли катарсисом.
Зритель состоит из отдельных людей, но, соединившись вместе в зрительном зале, они представляют собой очень чуткий и тонко все воспринимающий организм, реагирующий на мельчайшие детали в поведении актеров на сцене.
Трекбэк с Вашего сайта.