6. Какое значение имеет действие в создании на сцене реалистического образа?
Актеры-проповедники должны обращаться непосредственно к душам и сердцам своего зрителя, а сам коллектив актеров должен быть ярким примером своей проповеди.
Театр — это содружество актеров- художников, которые являют людям пример сверх организованности и истинной гражданственности.
Актёр, в каждый данный момент своего пребывания на сцене, должен иметь какую-то конкретную цель, то есть и действенную задачу, и направлять все свои усилия на ее решение.
К сожалению, это не всегда происходит. Иногда актер — по подсказке режиссера — просто выполняет ряд намеченных мизансцен и механически копирует подсказанные жесты и интонации. В результате утрачивается представление о том, зачем он это делает. Бывает и так, что актер забывает о цели действия из-за волнения или потому, что увлекается желанием вызвать у зрителя аплодисменты. В этих случаях подлинное действие подменяется внешними механическими движениями или же демонстрацией своих «способностей».
Другое свойство подлинного действия — все как в жизни. Выполняя какое-нибудь действие, мы всегда ведем себя сообразно окружающей обстановке и в соответствии со своим характером. Разжигая, к примеру, костер, мы помним, что огонь жжется, и держимся от него на расстоянии. Переходя улицу, смотрим сперва налево, а потом направо, чтобы не попасть под машину. Да и переходят все ее по-разному: большинство делают это и положенных местах, но нетерпеливый человек может перебежать улицу и перед самым носом автомобиля. У каждого есть своя логика. Она должна быть и в действии на стене.
Осуществляя свое стремление к той или иной цели, актер должен делать все действия в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами. Предположим, что по ходу спектакля надо убрать Комнату. Так вот, если времени у героя по пьесе много, это можно делать не спеша, неторопливо, тщательно. Если же времени в обрез — то же действие должно выполняться быстрее. Или перед исполнителем другая задача: надо занять деньги. Как будет выполняться действие, зависит от того, что за человек, у которого надо взять взаймы их, каковы взаимоотношения между персонажами, где, когда и зачем приходится просить деньги. Допустим, что этот человек хороший друг. Тогда можно просто подойти к нему и, глядя прямо в глаза, сказать: «Дай взаймы пять рублей». Ну, а если это человек мало знакомый, на помощь которого не очень приходится рассчитывать? Тогда можно, например, прежде чем произнести эти слова, сделать мрачное лицо и несколько раз вздохнуть. Если дело происходит в гостях, можно сначала отвести его в сторону и там уже шепотом изложить свою просьбу. Ну, а если знакомый встречен в магазине, сначала можно похлопать себя по карманам, а затем уж с улыбкой (вот, мол, какая оказия: оставил деньга дома) попросить денег в долг. Во всех этих случаях действие выполнялось по-разному, но каждый раз выбирались те приспособления, которые подсказывались обстоятельствами.
До сих пор довольно часто приходится встречаться на сцене с различного рода несообразностями — актер что-то сообщает своему партнеру по «секрету», а сам кричит что есть силы, или, встретив незнакомого человека, сразу же похлопывает его по плечу, входит в кабинет начальника, как к себе домой, и т. д. Такие несообразности сразу же разоблачают актера, говорят о том, «Что он не действует» по-настоящему.
И наконец, еще одно свойство настоящего органического действия — продуктивности, которая лежит в основе действия, чаще в достижении какого-то конкретного результата.
И хотя достичь результата удается не всегда, все усилия должны быть направлены именно на это.
Вот в чем заключается продуктивность действия.
Применительно к сцене, это означает, что на ней каждое действие тоже должно доводиться до конца, до желаемого результата. Если на сцене приходится убирать комнату, то надо по-настоящему смахнуть пыль, собрать мусор. Если приходится что- то обдумывать, решать — надо пропустить через себя всю цепочку мыслей и в результате прийти к определенному выводу. Но, увы, часто можно видеть на сценё актера, который совершенно не заинтересован в результатах своего действия: смахивая пыль, он машет тряпочкой в воздухе, вместо того, чтобы действительно думать — просто морщит лоб и т.д.
Нарушение целостности, целесообразности, так и продуктивности свидетельствует о показном его характере. Действовать по-настоящему, органически — значит, в каждый момент своего пребывания на сцене иметь перед собой какую-то конкретную цель, а осуществляя ее — вести себя сообразно обстоятельствам.
Если зритель не поверит в то, что на сцене происходят события, которые трогают его сердце и душу, то спектакль, лишенный реалистического исполнения, не будет успешным.
Трекбэк с Вашего сайта.