4. Каковы реалистические традиции русского актерского искусства?
Начало сценического реализма в России связано с московским Малым театром (основан в 1824г.). На протяжении 19века он был лучшим и наиболее прогрессивным театром России, его не случайно называли вторым Московским университетом. Его история, по существу, история сценического реализма. «Реализма, всегда служившего идеалам жизненной правды» — по словам Луначарского.
И реализм здесь видели не в натуралистическом изображении действительности, а в создании обобщенной картины жизни.
С именем М.С.Щепкина (1788-1863г) связанно утверждение реалистической манеры игры на русской сцене
«Искусство настолько высоко, — говорил Щепкин, — насколько близко к природе». Он первый стал стремиться к естественной речи на сцене, к правде чувств, переживаний, внешнего облика человека. По словам Щепкина, сцена должна получить «живого человека и живого не только телом, а чтоб жил головой и сердцем».
Он первым заговорил об актерском перевоплощении, «влазь, так сказать, в кожу действующего лица», — советовал Щепкин.
Это была подлинная реформа актерского творчества.
«Он создал правду на русской сцене. Он первый стал нетеатрален на театре», — писал Герцен.
Большое значение для развития реализма в театральном искусстве имело творчество еще одного артиста Малого театра – П.С.Мочалова (1800-1848),. Он в каждую роль, как отмечали современники, вкладывал «кипение своей души».
К.С.Станиславский (1863-1938) и Вл.И.Немирович Данченко (1856-1943) острее других почувствовали неудовлетворенность состоянием театрального дела в России и приступили к созданию нового театра, который стал бы выразителем дум и настроений передовой интеллигенции, отвечал ее духовным запросам.
Трекбэк с Вашего сайта.