24. Работа над внешним обликом персонажа (сценический костюм)
- Работа художника над сценическими костюмами делится на три этапа. Первый — изучение пьесы, дополнительных литературных, исторических источников, а также всего доступного изобразительного материала от древних фресок до модных журналов. На этом этапе художник, как и актеры или режиссер, вживается в материал, анализирует пьесу, изучает эпоху, как бы пропуская эти сведения через себя. В это время он с карандашом в руках делает зарисовки-заметки на память и постепенно переходит к предварительным наброскам.
Второй этап завершается эскизами, которые обсуждаются коллективом.
Третий этап, такой же серьезный, как и первые два — период перевода из плоскостного изображения костюма на эскизе, в объем и материал, — завершает практическое воплощение замысла.
Когда костюмы для спектакля окончательно готовы, их необходимо снова внимательно просмотреть, но уже с другой точки зрения. Не слишком ли они новы? В противном случае их придется несколько состарить (стиркой и т.д.).
Работа над костюмами должна проходить как процесс настойчивой реализации и всесторонней разработки первоначальной главной идеи.
Костюм — произведение прикладного искусства и внешняя характеристика человека, социальный знак, формирующийся в определенное время в данном обществе. Поэтому костюм — это зеркало эпохи, ее научно-технического уровня и культуры.
По костюму мы многое можем узнать о каждом отдельном человеке, но в то же время и обо всем обществе в целом. Это свойство костюма очень важно для театрального искусства, для спектакля.
Театральное искусство — синтетическое. В него входят литература, музыка, актерское мастерство, изобразительное и прикладное искусство. В этом сложном организме место костюма весьма важно.
Костюм — не только внешняя характеристика сценического образа, он еще и часть зрелища, каковым является спектакль. Пьесы, а значит, и костюмы в каждом театре разные: современные и исторические. Работать в обоих случаях непросто, хотя многие думают, что современный костюм знают настолько хорошо, что никаких трудностей не предвидится. В результате для современной пьесы костюмы отбирают из модных журналов по принципу красивой картинки. Но те модели, которые публикуют модные журналы, требуют доводки. В журналах помещаются типичные для данного времени и данной страны образы людей, основанные на принятом в это время идеале красоты, но лишенные индивидуальности. И они часто не совпадают с задачами спектакля. Поэтому в каждом отдельном случае модель необходимо откорректировать применительно к идее спектакля, индивидуальности актера — исполнителя роли и к сути конкретного сценического образа.
Чаще всего в репликах действующих лиц и в ремарках автора заключена информация о внешности и костюме каждого персонажа.
Надо иметь в виду самочувствие актера в данном костюме, реакцию на этот костюм партнера, и, конечно, надо представить себе, что увидит зритель в актере, облаченном в этот костюм, какова будет зрительская реакция.
- Зависимость костюма от общего замысла спектакля и его жанра.
В исторических пьесах необходимо внимательно вчитаться в приметы эпохи, выраженные через костюм, и по возможности их сохранить.
Главные действующие лица во всех картинах должны быть, одеты таким образом, чтобы их не заслоняли яркостью, экстравагантностью.
Цвет в массовых сценах надо тщательно выверять.
Работая над костюмами, следует думать главным образом о соответствии их характеру и социальному статусу действующих лиц.
Желательно, чтобы по цвету они были более сдержанными, и для зрителей лучше, если они будут решены в какой-то одной гамме с включением разных оттенков одного цвета и небольших «ударов» других цветов.
Цветовые сочетания каждого костюма и всех вместе тесно связаны между собой и зависят от декораций. Если декорации живописные или насыщены светом, желательно костюмы делать неяркими. Можно использовать цвета декорации, но варьировать оттенки и тона. Если в декорациях мало цвета, костюмы могут это компенсировать и создать необходимую для эмоциональной среды цветовую партитуру.
Предлагаемый обзор развития исторического костюма только канва, которую необходимо использовать как основу. Описание и рисунки основных форм одежды и полных костюмов должны дать лишь общее представление о причинах появления, путях развития и характере различных мод. Это поможет избежать грубых ошибок в выборе костюмов к историческим спектаклям.
В зависимости от жанра спектакля цветовая палитра костюмов и декор должен соответствовать, как бы, настраивать зрителя на определенное настроение и восприятие.
К сценическому костюму требуется относиться так же, как к бытовому, плюс драматургия, режиссерский замысел, предложения художника, психофизические качества актера и, главное, рисунок роли.
Не поняв всей сложности и ответственности за внешнюю характеристику персонажа, невозможно придумать удачный сценический костюм. Сценический костюм со вкусом — значит глубокое понимание и точное воплощение сценического образа.
Костюмы для балета, оперы, эстрады, цирка обладают жанровыми особенностями, да и внутри каждого жанра есть свои приметы.
В драматическом театре, где заметны даже самая маленькая деталь, линия, дополнение, костюм своей композицией призван главным образом выражать индивидуальность каждого персонажа, тонкие оттенки его внешности и характера. В опере и оперетте костюмы скорее показывают определенный тип героини, субретки и т. п. В музыкальном театре, где существует оркестровая яма, мелочи не всегда видны, а потому не так важны, но зато первостепенное значение приобретают ясность и цельность силуэта, а также цвет.
Балетный костюм, даже в тех случаях, когда сохраняется определенный исторический стиль, в первую очередь подчинен специфике танца. Его композиция служит выявлению каждого движения, подчеркиванию и усилению динамики каждого па. Для него важны также облегченность и удобство, иначе танцоры не смогут работать.
Костюмы музыкальных театров разных жанров объединяет музыка, которая, как и цвет, обладает сильным эмоциональным воздействием. Задача художника, работающего в музыкальном театре, найти цветовой эквивалент музыке в декорации и костюме.
В спектаклях музыкальных театров бывают массовые сцены, где занято много актеров одновременно. Приходится решать проблему цветовых отношений массовки и солистов, да и внутри массовки необходимо найти цветовую гармонию, а также решить задачи фактуры и другие.
На эстраде есть и танцы, и акробатика, и эксцентрика, и отчасти клоунада, и многие номера, в которых костюмы могут приближаться к балетным или цирковым. Но каким бы ни был эстрадный номер, костюм должен быть особенно выразительным, заманивающим и обольщающим зрителя. Это вовсе не значит, разумеется, что костюм должен быть богатым. Просто он должен точно соответствовать номеру и подавать артиста как можно выгоднее. Это право обольщать своей внешностью, своим костюмом зрителя есть один из жанровых признаков эстрады — искусства искрометного, всегда молодого и любимого зрителями.
Желательно, приступая к созданию эстрадного костюма, посоветоваться с художником. Ведь когда мы говорим: «На эстраде можно все!» — то выступаем за смелость, красоту и острую характерность в костюме, за высший уровень изящества, вкус и такт, а не за пошлость и вседозволенность. В эстрадном костюме больше, чем в других, необходимо соблюдать знаменитое «чуть-чуть», за которым в искусстве начинается потеря вкуса, чувства меры, а значит, уходит и само искусство. Внешность актера на эстраде должна быть безупречна даже в том случае, если номер требует рваных ботинок и растрепанной прически.
Сценический костюм может помочь актеру изменить внешность: длину и ширину отдельных частей тела, рост, форму рук, ног, головы и даже сделать их асимметричными. Может зрительно увеличить или уменьшить объемы, изменить осанку, пластику тела, возрастные признаки и т. п.
Для лучшего восприятия зрителем костюмов необходимо внимательно следить за силуэтом. Силуэт, или, как его еще называют, силуэтная линия — это абрис костюма. Его наши глаза воспринимают в первую очередь, и он первый будит в нас эмоциональный отклик. На сцене мгновенное и правильное восприятие силуэта возможно только в том случае, когда он ясен и четок. Забота о нем — путь к наиболее полному раскрытию характера персонажа.
Поэтому нельзя допускать, чтобы актер или актриса на сцене напоминали кучу тряпья. Следует помнить, что если в быту мы чаще всего видим друг друга спереди, поскольку общаемся глаза в глаза, для нас особенно важен фронтальный силуэт (то есть вид костюма спереди). В театре или в фильме герой или героиня могут на протяжении целой сцены стоять к зрителям боком, а иногда и спиной. Вот почему в театре важен не только фронтальный силуэт, но и профильный и задний.
Поскольку силуэт модного костюма во все времена формировался под влиянием силуэтов, господствующих в архитектуре, то следует помнить, что в древности стиль в искусстве менялся редко: в античности, раннем и позднем средневековье и даже в эпоху Возрождения кардинальные изменения стиля в искусстве происходили через десятки лет.
Природе свойственны ясные, плавные, певучие и мягкие формы и линии. Костюмы с преобладанием таких форм н линий вызывают положительные эмоции, способствуют доброжелательности, раскованности, веселью и, напротив, костюмы, в которых много ломаных, резко меняющих направление или цвет линий, вызывают настороженность и тревогу, а порою неприязнь.
Даже отдельно взятые линии воздействуют на наше воображение: нам кажется, что платье с вертикальными линиями делает фигуру выше и стройнее, горизонтальные линии создают впечатление замедленности, спокойствия, а диагональные — оживления, легкого, а иногда стремительного движения.
Симметрия и ритм тесно связаны с пропорциями, имеющими количественные значения. Уже в древности хорошо понимали, что достичь в искусстве совершенства можно лишь в том случае, если удастся найти для произведения безупречные соотношения частей.
При работе над костюмом следует помнить: человеческая фигура по линии талии делится так, что вся фигура относится к большей своей части (от талии до пальцев ног), как большая часть относится к меньшей (от талии до темени). При этом у правильно сложенной фигуры голова укладывается от темени до пальцев ног восемь раз, поэтому линия талии делит фигуру таким образом, что верхняя часть равна по длине трем головам, а нижняя — пяти. Эти отношения для человеческого глаза оптимальные, и всегда можно проверить, хорошо ли смотрится костюм и не деформирована ли фигура из-за неправильных соотношений.
Цвет — одно из основных средств выразительности изобразительного и прикладного искусства и, конечно, костюма. Через цвет, как и через другие элементы композиции, в костюме выявляется существо и характер сценического образа.
Велико и многообразно воздействие на человеческие эмоции цвета. Общеизвестно, что можно его характеризовать как теплый и холодный, что теплые цвета особенно активно воздействуют на наши эмоции и как бы приближают к нам окрашенные в них предметы. Холодные же — пассивны и как бы медленно удаляются от нас, зрительно уменьшая предметы.
При подборе цветов надо помнить и об одном из важнейших законов восприятия: человек одновременно может осознанно увидеть и воспринять не более семи предметов или цветов. Кроме семи, удобно для восприятия число 5, но лучше всего — 3. Из этого не следует, что всякий костюм должен состоять только из трех частей и быть только трех цветов. Задумывая костюмы, режиссер и художник, как правило, знают, что в них во всех и в каждом отдельном будет главным.
- Сделайте эскиз костюма для роли из учебной пьесы.
Из Контрольной работы №4
Образ роли Аннушки — 17летняя девушка, очень худенькая.
- Худощавая хорошо сложенная девушка среднего роста.
- Просматриваются черты казачки, но в русом цвете.
- Длинные светло-русые косы.
- Красивые, мягкие черты лица.
- Глаза зелено-голубые, большие, проникновенный, добрый взгляд.
- Шея длинная. Спина прямая. Руки с длинными пальцами.
- Походка при храмовая, но быстрая и порывистая.
- Одежда: опрятная, простая.
Чистая вылинявшая холщевая рубаха с большими карманами,
в которых лежат бечевка и ножницы (они же орудие защиты).
подпоясана ремнем деда.
Брюки «галифе».
Обувь – короткие обрезанные валенные сапоги на резиновом ходу бабушкины.
Извините, художник из меня получился схематичный.
Трекбэк с Вашего сайта.