20. Пример. Работа над ролью: действенная партитура роли (разбор роли по действенным фактам)
- Установите события по роли.
Прежде всего, надо установить основные события по роли.
К ним могут быть отнесены лишь те факты, которые определяют развитие действия роли, меняют его направленность.
Определения сверхзадачи и сквозного действия роли имеют основное значение.
Сверхзадача Аннушки – спасти любимых людей, помочь, тем, что в её силах.
Сквозное действие роли – дожить до победы, помочь выжить бабушке, доказать свою любовь Олегу.
Каждому событию необходимо дать название, точно выражающее его действенную суть (что случилось? Что произошло?).
Задание выполняется на материале уже выбранной роли из учебной пьесы А. Арбузова «Ночь перед бессмертием».
События роли Аннушки:
- Наша Армия наступают, фашисты отступают.
- Приход Олега Кошевого, одноклассника, любимого человека.
- Приезд фашиста Эрнста.
- Приезд Лели, одноклассницы Аннушки, с фашистом.
- Аннушка рвет фотографию Олега Кошевого, принадлежащую Эрнесту.
- Уход Эрнста и Лели.
- Уход любимого человека, Олега Кошевого.
- Сформулируйте в каждом событии основную исполнительскую задачу.
Определяю в каждом событии основную исполнительскую задачу.
Для этого нужно, учитывая сквозное действие роли, понять,
чего добивается герой, на что направлены его поступки в событии (основная исполнительская задача подчеркнута).
- Наша Армия наступают, фашисты отступают.
Основные исполнительские задачи:
Ждать, надеяться и стараться дожить до Победы.
- Приход Олега Кошевого, одноклассника, любимого человека.
Основные исполнительские задачи:
Посочувствовать, приободрить. Узнать, можно ли надеяться на его взаимное чувство.
- Приезд фашиста Эрнста.
Основные исполнительские задачи:
Спрятать Олега.
- Защитить Олега, подыгрывая бабушкиной легенде.
- Защитить бабушку, во всем её слушаться.
- Как можно быстрее убрать из дома опасность (послушание и исполнение требований врага).
- Приезд Лели, одноклассницы Аннушки с фашистом.
Основные исполнительские задачи:
По пытаться сдержать свои негативные эмоции по отношению к сопернице.
Сообщить, что Олег, по легенде, её брат Николай.
- Аннушка рвет фотографию Олега Кошевого.
Основная исполнительская задача:
Уничтожить фото, которое может выдать Олега.
Доказать свою преданность Олегу.
Не позволить Эрнсту гнусно относиться к её идеалам и выставлять её любимого в качестве сувенира для врагов.
- Уход Эрнеста и Лели.
Основная исполнительская задача:
Закрыть дверь за врагом и соперницей.
- Уход любимого человека, Олега Кошевого.
Основная исполнительская задача:
Попробовать уговорить Олега еще чуть-чуть побыть с ней.
Проводить, простить и ждать.
3.Выберите одно из событий, установленных вами, и определите предлагаемые обстоятельства, в которых действует герой.
Возьмём одно из установленных событий. Сначала продумаем и изложим предлагаемые обстоятельства, в которых действует герой в событии. К ним могут относиться место и время действия, люди, с которыми сталкивается герой, их поведение, отношение к ним, физическое и внутреннее состояние герои, то, что может произойти по ходу действия, и т. д.
Событие 5.
Аннушка рвет фотографию Олега Кошевого.
Основная исполнительская задача:
Уничтожить фото, которое может выдать Олега.
Отстоять свои идеалы и доказать свою преданность Олегу.
Рассказать ему о своей любви.
Не позволить Эрнсту гнусно относиться к её идеалам и выставлять её любимого в качестве сувенира для врагов.
Предполагаемые обстоятельства:
Внешние обстоятельства:
- Война. Ночь. Метель. Дом на дороге.
- В доме любимый человек, Олег, которого разыскивают фашисты.
- Неожиданно приезжают и приходят в дом враги, в лице Эрнста.
- Аннушка яростно ненавидит фашистов, которые сделали её хромой, как может, сдерживает свои чувства.
- Олег горяч, может выдать себя и навлечь ярость фашистов.
- Олега представляют как её брата Коленьку.
- В доме появляется Леля, бывшая одноклассница, бывшая возлюбленная Олега, предавшая их идеалы, соперница в любви Аннушки, она знает, что Коленька и есть главный разыскиваемый, Олег Кошевой.
- Эрнст достает фото Олега, который сидит рядом, с посиневшим от отморожения лицом, и только поэтому он еще его не узнал.
- Рассказывает об Олеге в уничижительном тоне, как сувенире для потехи немцев.
Внутреннее состояние героини – напряженное, нервное, но она узнает, что Олег и Леля больше не вместе, и от этого чуть счастливое.
4.Наметьте в том же событии конкретные действия, вытекающие из основной исполнительской задачи.
Событие 5.
Аннушка рвет фотографию Олега Кошевого.
Основная исполнительская задача:
Уничтожить фото, которое может выдать Олега.
Отстоять свои идеалы и доказать свою преданность Олегу.
Рассказать ему о своей любви.
Не позволить Эрнсту гнусно относиться к её идеалам и выставлять её любимого в качестве сувенира для врагов.
Основная исполнительская задача:
Определив предлагаемые обстоятельства, наметим, исходя из них и основной исполнительской задачи в событии, ту линию конкретных действий, которую предстоит совершить на сцене.
Не забываю, что действия могут быть выражены в словах, а могут быть и бессловесными (физическими или психологическими — например, человек ест, одевается, что-то обдумывает, оценивает, вспоминает и т. д.).
Поэтому при определении действия учитываем не только реплики своего героя, но и все предлагаемые обстоятельства, в которых он находится.
Из текста пьесы:
Эрнст. Налей мне горячего чаю. Мне надо согреться на дорогу. Аннушка (подает ему чай). Пожалуйста, господин офицер. Эрнст (удачный ремонт машины, теплое помещение и горячий чай приводят его в довольно благодушное настроение). Ты почтительная девочка — это очень хорошо. (Вынимает из кармана несколько конфет и ест их, запивая чаем.) Ты можешь съесть одну конфету, ты ее заслужила. А ни у ш к а. Спасибо, господин офицер. Эрнст. Да, ты почтительная девочка, к сожалению, это тоже редко встречается в России. Во всем виноваты скверные идеи большевизма. Например, в Краснодоне наши раскрыли целую бандитскую шайку молодежи. Мне рассказывал об этом мой друг — он работает в разведке… (Улыбаясь, пьет маленькими глотками чай.) Я очень добрый человек, это могут подтвердить все, кто меня знает, я большой добряк, но даже я рассердился, когда узнал, как они себя ведут на допросах — маленькие дьяволы. Наши люди совсем измучились иметь с ними дело. Но ничего — скоро их повесят. Это будет иметь большое моральное значение для всей местной молодежи. Конечно, повесят не всех. Да, некоторые убежали. Например, их главный комиссар. Его зовут Олег Кошевой. (Аннушке.) Ты можешь съесть еще одну конфету, мой дружок. Аннушка (тихо). Спасибо, господин офицер. Эрнст. Наши ищут его в городе, но он не такой дурак, этот Кошевой, наверное, удрал очень далеко. У меня есть один небольшой сувенир. Фотографическая карточка. Мне подарил ее мой друг — парень из разведки. Вот… (Вынимает фотографию.) Знаменитый Кошевой. Мгновенное молчание. Аннушка. Разрешите посмотреть, господин офицер… (Она почти выхватывает из рук Эрнста фотографию.) Эрнст (Леле). Не правда ли, интересный сувенир? Знаменитый вожак молодых партизан. Я буду его привозить в Германию и показывать знакомым девушкам. (Протягивает руку за фотографией.) Ну? Сейчас же прошу вернуть. Аннушка молча рвет фотографию. (В ярости.) Что такое?.. (Ударяет ее по лицу). Подлая девчонка!.. Юноша хочет броситься на немца, но Бабушка удерживает его. Бабушка. Тише, тише, милый… Эрнст. Почему ты разорвала фотографию? Сейчас же отвечать! Ты тоже из их шайки, да? Аннушка. Я… Я училась с Кошевым в одном классе… Эрнст (он несколько оторопел). Ну… и что же дальше? Аннушка. Нет, не заставляйте меня говорить правду, господин офицер… Мне совестно… Эрнст. О черт!.. Сейчас же отвечать! Аннушка. Ну, хорошо, я все расскажу; это очень простая история, господин ‘офицер. Мы учились в одном классе*, и я была влюблена в него… об этом никто не знал… даже он не знал об этом… Э р н с т. Что дальше? Ну! Аннушка. Он полюбил другую девушку — она тоже училась у нас в классе, — и вот… Простите, господин офицер, но я не смогла себя сдержать, когда увидела его лицо. Эрнст. Черт! (Уже неуверенно.) Тебя следовало проучить и отправить в гестапо. > Леля (нервно). Оставьте бедную хромоножку в покое.Вы только подумайте: несчастная любовь и с ее хромотой? Право, вам следует пожалеть бедняжку. Э р н с т. Но она лишила меня лучшего сувенира!.. Леля. Какая-то фотография… Ну, что за пустяки! Право, у вас есть кое-что получше.
|
Услуживает Эрнсту, чтобы защитить Олега и бабушку.
Играет в «послушную овечку»
Пытается унять свою ярость. И не выдать своих истинных чувств (страх, гнев, презренье и ненависть).
Пытается придумать, как истребить фото, чтоб Эрнст не сравнил его с рядом сидящим «Коленькой».
Принимает решение изорвать фото, чего бы ей это не стоило.
Оценивает слова, которые можно сказать, чтоб не выдать Олега и разжалобить Эрнста.
Понимает, что придумать не удастся. Слишком большое волнение. Будет врать, это поймет фашист и она всех погубит. Решат рассказать правду о своих чувствах к Олегу.
Сообщает Олегу и Леле, что она давно влюблена в Олега. Пытается закончить свою исповедь, пока не наговорила лишнего.
|
- На материале взятого вами события приведите примеры видений и внутренних монологов персонажа.
Понятия видений и внутренних монологов персонажа:
- Видения должны быть непосредственно связаны с репликами вашего героя (не отождествляется с тем, что видит герой вокруг себя на сцене).
- Внутренние же монологи должны относиться к тем моментам действия, когда ваш герой молчит.
Примеры видений и внутренних монологов на примере события.
Эрнст. Налей мне горячего чаю. Мне надо согреться на дорогу. Аннушка (подает ему чай). Пожалуйста, господин офицер. Эрнст (удачный ремонт машины, теплое помещение и горячий чай приводят его в довольно благодушное настроение). Ты почтительная девочка — это очень хорошо. (Вынимает из кармана несколько конфет и ест их, запивая чаем.) Ты можешь съесть одну конфету, ты ее заслужила. А ни у ш к а. Спасибо, господин офицер. Эрнст. Да, ты почтительная девочка, к сожалению, это тоже редко встречается в России. Во всем виноваты скверные идеи большевизма. Например, в Краснодоне наши раскрыли целую бандитскую шайку молодежи. Мне рассказывал об этом мой друг — он работает в разведке… (Улыбаясь, пьет маленькими глотками чай.) Я очень добрый человек, это могут подтвердить все, кто меня знает, я большой добряк, но даже я рассердился, когда узнал, как они себя ведут на допросах — маленькие дьяволы. Наши люди совсем измучились иметь с ними дело. Но ничего — скоро их повесят. Это будет иметь большое моральное значение для всей местной молодежи. Конечно, повесят не всех. Да, некоторые убежали. Например, их главный комиссар. Его зовут Олег Кошевой. (Аннушке.) Ты можешь съесть еще одну конфету, мой дружок. Аннушка (тихо). Спасибо, господин офицер. Эрнст. Наши ищут его в городе, но он не такой дурак, этот Кошевой, наверное, удрал очень далеко. У меня есть один небольшой сувенир. Фотографическая карточка. Мне подарил ее мой друг — парень из разведки. Вот… (Вынимает фотографию.) Знаменитый Кошевой. Мгновенное молчание. Аннушка. Разрешите посмотреть, господин офицер… (Она почти выхватывает из рук Эрнста фотографию.) Эрнст (Леле). Не правда ли, интересный сувенир? Знаменитый вожак молодых партизан. Я буду его привозить в Германию и показывать знакомым девушкам. (Протягивает руку за фотографией.) Ну? Сейчас же прошу вернуть. Аннушка молча рвет фотографию. (В ярости.) Что такое?.. (Ударяет ее по лицу). Подлая девчонка!.. Юноша хочет броситься на немца, но Бабушка удерживает его. Бабушка. Тише, тише, милый… Эрнст. Почему ты разорвала фотографию? Сейчас же отвечать! Ты тоже из их шайки, да? Аннушка. Я… Я училась с Кошевым в одном классе… Эрнст (он несколько оторопел). Ну… и что же дальше? Аннушка. Нет, не заставляйте меня говорить правду, господин офицер… Мне совестно… Эрнст. О черт!.. Сейчас же отвечать! Аннушка. Ну, хорошо, я все расскажу; это очень простая история, господин офицер. Мы учились в одном классе, и я была влюблена в него… об этом никто не знал… даже он не знал об этом… Э р н с т. Что дальше? Ну! Аннушка. Он полюбил другую девушку — она тоже училась у нас в классе, — и вот… Простите, господин офицер, но я не смогла себя сдержать, когда увидела его лицо. Эрнст. Черт! (Уже неуверенно.) Тебя следовало проучить и отправить в гестапо. > Леля (нервно). Оставьте бедную хромоножку в покое.Вы только подумайте: несчастная любовь и с ее хромотой? Право, вам следует пожалеть бедняжку. Э р н с т. Но она лишила меня лучшего сувенира!.. Леля. Какая-то фотография… Ну, что за пустяки! Право, у вас есть кое-что получше.
|
Внутреннее видение: В голове блуждают отрывки школьных воспоминаний, смешанная кроткая радость от встречи с любимым и его расставании с Лелей. Внутренний монолог: Спокойно. Держи себя в руках!
Внутреннее видение: Возникают страшные картинки, о которых так спокойно, как о уже случившемся, говорит этот фашист! Внутренний монолог: Что же сделать, чтобы этого не произошло? Внутреннее видение: Представляет, как Эрнст вглядывается в лицо «Коленьки» и узнает в нем сходство с Олегом Внутренний монолог: Скорее ликвидируй опасность! Защити всех! Внутреннее видение: В глазах потемнело от ярости и страха. Внутренний монолог: Не отдам я тебе ничего, гад, фашист проклятый!
Внутреннее видение: Осмысливает, что может спасти её от ярости Эрнста. Выбирает стратегию убогой жертвы. Внутренний монолог: Буду врать, всех подставлю, придется рассказать правду. . Внутреннее видение: Картинки из прошлого опять всплывают в памяти. Внутренний монолог: Ну, слушайте: Да! Люблю и всегда любила! А ты Леля, просто украла мое счастье! И даже не оценила этого!
|
Пьеса очень понравилась своей глубиной и яркостей образов.
Взяли её в репертуар на праздничный спектакль к 9мая.
Мы репетируем, на сцене консерватории с режиссером Владимиром Ивановичем Агабабовым.
Сам текст пьесы очень ёмкий. Конфликты, как внешний (с врагом) так и внутренний (с собой). Совладать с переживанием за жизнь любимого, необходимость уговорить себя изображать подчинение врагу, которого ненавидишь, рождает очень много органичных действий, в том числе, по сдерживанию физических движений, чтобы не выдать себя резкостью, или, как в рассматриваемом событии, оправдать резкость поведения слабым умом и ущербностью тела…
Всё надо заставить быть внешне ровным и сдержанным, с максимальным внутренним напряжением.
Зрителю должно перейти состояние отчаянного сопереживания за жизнь Аннушки и Олега, бабушки, а так же жалость к Леле, которая после того, как прогонят немцев, будет очень жалеть, что она была на стороне фашистов.
Постановка предполагается весной 2015. Но на репетициях, именно разбор роли по Вашим рекомендациям и методике, оказывает огромную помощь в освоении органического действия в предполагаемых обстоятельствах в каждом событии.
Трекбэк с Вашего сайта.