19. Работа над ролью: действенная партитура роли (разбор роли по действенным фактам)
Работа над ролью: действенная партитура роли (разбор роли по действенным фактам)
Вопрос 1.
Установите события по РОЛИ.
Прежде всего, надо установить основные события по роли. К ним могут быть отнесены лишь те факты, которые определяют развитие действия роли, меняют его направленность.
Определения сверхзадачи и сквозного действия роли имеют основное значение.
Сверхзадача бабушки – защитить внучку.
Сквозное действие роли – любовь и защита внучки.
В решении ряда вопросов разработки действенной партитуры роли надо учитывать их.
Каждому событию необходимо дать название, точно выражающее его действенную суть (что случилось? Что произошло?).
Задание выполняется на материале уже выбранной роли из учебной пьесы А. Арбузова «Ночь перед бессмертием».
События роли Бабушки:
- Приход Олега Кошевого, одноклассника внучки Аннушки.
- Приезд фашиста Эрнста и Лели, одноклассницы Аннушки.
- Аннушка рвет фотографию Олега Кошевого, принадлежащую Эрнесту.
- Уход Эрнста и Лели.
5) Уход Олега Кошевого.
Вопрос 2.
Сформулируйте в каждом событии основную исполнительскую задачу.
Определяю в каждом событии основную исполнительскую задачу. Для этого нужно, учитывая сквозное действие роли, понять, чего добивается герой, на что направлены его поступки в событии (основная исполнительская задача подчеркнута).
- Приход Олега Кошевого, одноклассника внучки Аннушки.
Основные исполнительские задачи:
Узнать кто такой.
Успокоить. Напоить чаем.
- Приезд фашиста Эрнста и Лели, одноклассницы Аннушки.
Основные исполнительские задачи:
Придумать легенду для защиты Аннушки и Олега.
Быстро сообщить им.
Обмануть Эрнста.
Создать максимально спокойную ситуацию.
Как можно быстрее убрать из дома опасность (послушание и исполнение требований врага).
- Аннушка рвет фотографию Олега Кошевого, принадлежащую Эрнсту.
Основная исполнительская задача:
Остановить Олега, который хочет заступиться за Аннушку.
Не дать ситуации выйти из состояния относительного спокойствия.
- Уход Эрнеста и Лели.
Основная исполнительская задача:
Закрыть дверь за не прошеными врагами.
Перевести дух от сильного напряжения.
Скрыть сильное волнение от внучки (уходит за занавеску).
- Уход Олега Кошевого.
Основная исполнительская задача:
Проводить Олега.
Благословить.
Сохранить в доме спокойную атмосферу для внучки.
Вопрос 3.
Выберите одно из событий, установленных вами, и определите предлагаемые обстоятельства, в которых действует герой.
Получив общее представление о развитии действия роли в будущем спектакле, переходим к детальной разработке его на материале одного события.
Возьмём одно из установленных событий. Сначала продумаем и изложим предлагаемые обстоятельства, в которых действует герой в событии. К ним могут относиться место и время действия, люди, с которыми сталкивается герой, их поведение, отношение к ним, физическое и внутреннее состояние герои, то, что может произойти по ходу действия, и т. д.
Событие 2 .Приезд фашиста Эрнста и Лели, одноклассницы Аннушки.
Предполагаемые обстоятельства:
Внешние обстоятельства:
Война. Ночь. Метель. Дом на дороге.
В доме друг Аннушки Олег, которого разыскивают фашисты.
Опасность погибнуть внучке Аннушке велика.
Гость Олег горяч, может выдать себя и навлечь на них ярость фашистов.
Аннушка тоже яростно ненавидит фашистов, которые сделали её хромой, может не сдержать свои чувства.
Внутреннее состояние героини – напряженное, надо собраться и играть роль услужливой старушки с 2-мя маленькими несмышлеными и послушными внуками. Олега и Аннушку убедить подыгрывать её, притвориться побежденными и безропотно прислуживать опасным гостям.
Вопрос 4.
Наметьте в том же событии конкретные действия, вытекающие из основной исполнительской задачи.
Основные исполнительские задачи:
Придумать легенду для защиты Аннушки и Олега.
Быстро сообщить им.
Обмануть Эрнста.
Создать максимально спокойную ситуацию.
Основная исполнительская задача:
Как можно быстрее убрать из дома опасность
(послушание и исполнение требований врага).
Определив предлагаемые обстоятельства, наметим, исходя из них и основной исполнительской задачи в событии, ту линию конкретных действий, которую предстоит совершить на сцене.
Внимание: не путаем действия с чувствами, с одной стороны, и движениями — о другой.
Не забываю, что действия могут быть выражены в словах, а могут быть и бессловесными (физическими или психо-логическими — например, человек ест, одевается, что-то обдумывает, оценивает, вспоминает и т. д.).
Поэтому при определении действия учитываем не только реплики своего героя, но и все предлагаемые обстоятельства, в которых он находится.
Из текста пьесы:
В дверь резко стучат. Бабушка (быстро выходит из сеней). Немецкая машина подошла! (Юноше). Ступай за занавеску и чай пей — вроде ты свой… Живо!.. В дверь снова очень резко стучат. За шумом метели слышен мужской голос: «Открывать дверь, сейчас же!» Аннушка хватает Юношу за руку и уводит его за занавеску. Бабушка уходит в сени. Слышен лязг засова, стук двери; мужские голоса. Затем на пороге появляется Эрнст — немецкий офицер; следом за ним входит Бабушка. Эрнст (оглядывает горницу). Кто есть дома? Бабушка. Свои… Чужих нету, только свои. Эрнст. Говоришь неправду? (Подходит к занавеске, отдергивает ее, смотрит на пьющих чай Аннушку и Юношу.) Это кто? Бабушка. Внучата мои… Вот это Аннушка хроменькая, а это Николай… Коленька… внуки. Эрнст. Кто есть еще? Бабушка. Никого, батюшка. Дочка с мужем за Волгу уехали, а вот деточки остались. Так и живем втроем. Эрнст. Смотри, если говоришь неправду — будет плохо. (Опускает занавеску.) Прошу слушать: у нас испортилась машина; надо делать ремонт. Пожалуйста, живо открыть нам сарай и светить, пока мы будем делать ремонт. Бабушка. Поняла, господин офицер. Эрнст. Прошу слушать. С нами едет русская фрейлейн. Она очень замерзла, ей надо тепло. Я сейчас приведу ее — пусть ей дадут горячий чай. Уходит в сени. Из-за занавески выходит Аннушка. Бабушка (быстро). Делай все, как он сказал. Барышне этой не перечь — слышишь? Эрнст возвращается вместе с девушкой. Она очень тепло укутана, в руках у нее большой чемодан. Девушка снимает платок, и мы видим, что она очень красива — смуглая, черноволосая, с большими темно-карими глазами. Она недоверчиво оглядывает горницу, отряхивается от снега. Эрнст. Вот она, бедная барышня. Пожалуйста, дать ей горячий чай. Аннушка (вскрикивает). Лелька! Эрнст (не расслышав, оборачивается к Аннушке). Что? Я не понял — что? Аннушка (тихо). Нет, ничего. Леля. Ступайте, господин Эрнст. Эрнст (Бабушке). Пожалуйста, живо идти за мной. Надо осветить сарай. Резкий порыв ветра. Большая метель. Очень скверная погода. (Уходит.) Вслед за ним уходит и Бабушка.
|
(быстро выходит из сеней). Придумывает легенду для защиты Аннушки и Олега.
В приказном тоне сообщает её.
Уходит в сени. Следом за Эрнстом входит в дом.
Подбирает послушный тон разговора.
Обманывает Эрнста. Рассказывает ему и им легенду. Указывает на хромоту и малолетство. Обращается к нему, как к «батюшке», извинительным тоном. С просьбой о милости к старушке с 2-мя детками.
Демонстрирует полное послушание и готовность подчиняться любым приказам.
(быстро) Жестким приказным тоном дает распоряжение внучке беспрекословно играть в услужливость.
Прислушивается к разговору.
Сохраняет спокойный вид.
Вслед за ним уходит и Бабушка. Изображает радушие и готовность к любой помощи.
|
Вопрос 5.
На материале взятого вами события приведите примеры видений и внутренних монологов персонажа.
Понятия видений и внутренних монологов персонажа:
- Видения должны быть непосредственно связаны с репликами вашего героя (не отождествляется с тем, что видит герой вокруг себя на сцене).
- Внутренние же монологи должны относиться к тем моментам действия, когда ваш герой молчит.
Примеры видений и внутренних монологов на примере события.
В дверь резко стучат. Бабушка (быстро выходит из сеней). Немецкая машина подошла! (Юноше). Ступай за занавеску и чай пей — вроде ты свой… Живо!.. В дверь снова очень резко стучат. За шумом метели слышен мужской голос: «Открывать дверь, сейчас же!» Аннушка хватает Юношу за руку и уводит его за занавеску. Бабушка уходит в сени. Слышен лязг засова, стук двери; мужские голоса. Затем на пороге появляется Эрнст — немецкий офицер; следом за ним входит Бабушка. Эрнст (оглядывает горницу). Кто есть дома? Бабушка. Свои… Чужих нету, только свои. Эрнст. Говоришь неправду? (Подходит к занавеске, отдергивает ее, смотрит на пьющих чай Аннушку и Юношу.) Это кто? Бабушка. Внучата мои… Вот это Аннушка хроменькая, а это Николай… Коленька… внуки. Эрнст. Кто есть еще? Бабушка. Никого, батюшка. Дочка с мужем за Волгу уехали, а вот деточки остались. Так и живем втроем. Эрнст. Смотри, если говоришь неправду — будет плохо. (Опускает занавеску.) Прошу слушать: у нас испортилась машина; надо делать ремонт. Пожалуйста, живо открыть нам сарай и светить, пока мы будем делать ремонт. Бабушка. Поняла, господин офицер. Эрнст. Прошу слушать. С нами едет русская фрейлейн. Она очень замерзла, ей надо тепло. Я сейчас приведу ее — пусть ей дадут горячий чай. Уходит в сени. Из-за занавески выходит Аннушка. Бабушка (быстро). Делай все, как он сказал. Барышне этой не перечь — слышишь? Эрнст возвращается вместе с девушкой. Она очень тепло укутана, в руках у нее большой чемодан. Девушка снимает платок, и мы видим, что она очень красива — смуглая, черноволосая, с большими темно-карими глазами. Она недоверчиво оглядывает горницу, отряхивается от снега. Эрнст. Вот она, бедная барышня. Пожалуйста, дать ей горячий чай. Аннушка (вскрикивает). Лелька! Эрнст (не расслышав, оборачивается к Аннушке). Что? Я не понял — что? Аннушка (тихо). Нет, ничего. Леля. Ступайте, господин Эрнст. Эрнст (Бабушке). Пожалуйста, живо идти за мной. Надо осветить сарай. Резкий порыв ветра. Большая метель. Очень скверная погода. (Уходит.) Вслед за ним уходит и Бабушка.
|
Внутреннее видение: В голове проносятся варианты поведения и сценарии развития события. Выбор максимально безопасного: старушка с двумя убогими малолетними внуками. Внутренний монолог: Молится. «Господи милостивый! Спаси и Сохрани».
Внутреннее видение: Игра в поверженную и побежденную осиротевшую семью. Детки малые да убогие, внучка хроменькая, да внучек умом слабенький. И сама та я под хозяином ползать готовая.
Внутренний монолог: Деточки, родненькие, подыграйте мне. Потерпите чуток!
Внутренний монолог: Надо помочь, чтоб с Божьей помощью, завелась их машина, и укатили бы вражи побыстрее!
Внутреннее видение: Аннушка поссорилась с Барышней.
Внутренний монолог: Внученька, умница, притворись покорной. Пусть ироды уедут быстрее.
Внутренний монолог: Ах ты, Господи прости, они знакомы!
Надо немца увести в сени! Сами ей легенду расскажут, чтобы, не нароком, нас не выдала!
|
С играть, к моему высочайшему сожалению, на сцене не представилось возможности. Но в голове внутреннем видением, мизансцены воображение вырисовало очень реалистично.
Сам текст пьесы очень ёмкий. Конфликты, как внешний (с врагом) так и внутренний (с собой), необходимость уговорить себя изображать подчинение врагу, которого ненавидишь, рождает очень много органичных действий, в том числе, по сдерживанию физических движений, чтобы не выдать себя резкостью. Всё надо заставить быть внешне ровным и сдержанным, с максимальным внутренним напряжением. Зрителю должно перейти состояние отчаянного сопереживания за жизнь внучки Аннушки и её друга Олега.
Трекбэк с Вашего сайта.