18. ПРИМЕР -Работа актера над ролью — изучение роли
Я выбираю роль Аннушки из пьесы А. Арбузова «Ночь перед бессмертием».
Действие пьесы «Ночь перед бессмертием» происходит в годы Великой Отечественной войны (начало 1943 года). В пьесе отображен один из последних эпизодов жизни руководителя подпольной молодежной организации «Молодая гвардия» Олега Кошевого. Фашистам удалось напасть на след организации, в Краснодоне начались аресты.
Олег и некоторые его товарищи покинули город. Они стремились перейти линию фронта, чтобы продолжать борьбу вместе с наступающими частями Советской Армии. Но юноша после раздумий решил вернуться в город, чтобы помочь оставшимся там товарищам.
Вот этот решающий момент в его жизни и положен в основу действия пьесы, является ее главным событием.
В пьесе Арбузова борьба советских людей с фашистскими оккупантами непосредственно не показана, но именно ею определяется все, что происходит в пьесе.
Мы видим людей, любящих Родину и готовых на все ради ее свободы (группа ДЕЙСТВИЯ), и людей, которые думают лишь о сохранении комфорта в собственной жизни , а также врага фашиста Эрнста (группа ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ).
Внешний конфликт – война. Между группой действия и группой противодействия — основной конфликт пьесы.
Внутренний конфликт – Аннушки – любовь к Олегу Кошевому, который любит Лелю, её хромая коленка не дает её быть с ним рядом и бороться с врагом, бабушка в доме на дороге одна.
- Расскажите о месте вашей роли в спектакле.
ГРУППА ДЕЙСТВИЯ, боровшиеся в зоне оккупации ходе ВОВ.
Аннушка — девушка 17лет, очень худенькая, живет с бабушкой в доме у дороги, есть хромота от пули, неизвестность.
Страх и переживания за друзей, которые борются за нее в застенках гестапо. Тайная любовь к однокласснику Олегу Кашевому, которому грозит большая опасность, так как он сейчас в розыске.
Олег любит Лелю, которая принимает помощь и ухаживания фашистов.
Олег Кошевой — молодой человек 17лет, участник, один из организаторов подпольной антифашистской организации «Молодая гвардия».
Духовный и моральный предводитель партизанского движения, активно сопротивлявшегося оккупантам. В 17лет взявший на себя огромную ответственность до последней капли крови бороться с врагом .
БАБУШКА — русская казачка, женщина около 60лет, крестьянка, защитница своих детей и внуков.
Учит их действовать осторожно и вовремя. Пытается, по мере сил, отвлекать внимание на себя, не мешает молодому поколению принимать верные решения самостоятельно.
ГРУППА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ, противостоящие борьбе за победу над врагом.
Леля – красивая черноволосая девушка 17лет, с чудесным голосом и музыкальным талантом, привыкшая к уюту, повышенному внимания и всеобщему обожанию.
Одноклассница Аннушки и Олега. Бывшая возлюбленная Олега Кошевого.
Решила, что в ее личных планах на жизнь, война с ее народом не помеха устроению своего личного счастья. Занимает в действии пьесы нейтральное положение, что почти означает — перешла на сторону фашистов, так как принимает их ухаживания и помогает морально.
Эрнст — немецкий офицер. Враг.
- Дайте характеристику героя.
Более глубокое изучению роли Аннушки заключается в погружение в предполагаемые обстоятельства.
Из пьесы:
Время происходящего: 11 января 1943 года.
Место действия:
Изба на проезжей дороге, недалеко от Краснодона. Всю жизнь провела в деревне.
Декорации: Скудно обставленная горница, перегороженная ситцевой вылинявшей занавеской.
Начало 1-й сцены:
У окна, вглядываясь в ночную темень, стоит Аннушка внучка — хромая, очень худенькая девушка лет семнадцати.
За столом возится с шитьем Бабушка.
Анализируя ремарки автора:
Девушка 17лет. Ей страшно и за себя, и за бабушку, и за друзей.
Добрая, заботливая, впечатлительная, переживательная.
Скромная, сильная, научена терпению и выжиданию.
Глубоко любит и жалеет бабушку.
Страстно желает окончания войны. Победы над врагом.
Индивидуальность:
- Темперамент – сангвиник,
из пьесы:
Бабушка (прислушивается). Ишь ты… Разошлась метель, по степи гуляет. В такую ночь не дай боже заблудиться — на ходу человека занесет.
Аннушка. Слышишь!.. Слышишь, бабуся? То орудия бьют! То где-то далече, далече наши орудия бьют.
Бабушка (помолчав). Чудится тебе за метелью-то…
Аннушка. Может, и верно, чудится… (Пауза.)
Бабушка. Спать ступай, беспокойная.
Аннушка. Нет… Не могу я спать, бабушка! Все равно конец им пришел — который день они идут по дороге, и лица у них мертвые, в глазах смерть. Это они оттуда идут такие» от Сталинграда!..
Резкий порыв ветра, Аннушка вздрагивает.
Как метель воет! Страшно, правда, бабушка?
- Восприятие жизни – оптимист, способна на поступок
(рвет фотографию Олега на глазах Эрнста).
Верит в окончание войны и победу и готова делать все от неё возможное, чтобы этому содействовать.
Из текста:
Эрнст. Наши ищут его в городе, но он не такой дурак, этот Кошевой, наверное, удрал очень далеко. У меня есть один небольшой сувенир. Фотографическая карточка. Мне подарил ее мой друг — парень из разведки. Вот… (Вынимает фотографию.) Знаменитый Кошевой.
Мгновенное молчание.
Аннушка. Разрешите посмотреть, господин офицер… (Она почти выхватывает из рук Эрнста фотографию.)
Эрнст (Леле). Не правда ли, интересный сувенир? Знаменитый вожак молодых партизан. Я буду его привозить в Германию и показывать знакомым девушкам. (Протягивает руку за фотографией.) Ну? Сейчас же прошу вернуть.
Аннушка молча рвет фотографию.
(В ярости.) Что такое?.. (Ударяет ее по лицу). Подлая девчонка!..
- Склад мышления – аналитический склад ума, все взвешивает, знает цену «малому своему и чужому большому»:
Из текста
Аннушка (усмехнулась). А тут немецкий офицер проезжал мимо… Остался ночевать, но ему не спалось, он разбудил меня и… Я ударила его ладонью по лицу! Тогда он вынул пистолет, выстрелил и сказал: «Теперь никогда меня не забудешь, хромоножка».
(Тихо.) Он попал вот сюда, в самую коленку.
Бабушка (выходит из-за занавески). Спасибо ему, доброму человеку, а то бы угнал ее в неволю. А хроменькая им не годится. (Уходит в сени.)
- Подход к людям – бескорыстная любовь, забота, защита и желание помочь:
Из текста:
Аннушка и Юноша стоят не шевелясь, молча.
Проходит Бабушка, она идет в сени..
Слышно, как она закрывает дверь на засов. Затем она проходит обратно и удаляется к себе за занавеску.
Аннушка (поднимает глаза на Юношу). Ну, вот и все. Да?
Юноша. Да.
Молчание.
Прощай. Мне надо идти.
А н н у ш и а. Ты решил?
Юноша (твердо). Да. Я должен попытаться помочь товарищам.
Аннушка. Я понимаю. (Берет со стола клочки фотографии.) А знаешь, их можно еще склеить.
Юноша (негромко). Склей, если хочешь.
Слышно, как воет вьюга.
А н н у шк а. Может быть, лучше подождать до утра?.. Тебя заметят в дороге.
Юноша. Нет. Я пойду на огоньки… Нельзя терять ни одного часа. (Пауза). И потом мне лучше вернуться в город ночью, перед рассветом.
Аннушк а. Ты прав. Прощай.
Они жмут друг другу руки.
Если тебе будет нужна помощь — скажи, и я сделаю все, о чем ты попросишь. Ты запомнишь это?
- Вкусы – скромная девушка, все должно быть чисто, функционально. Аннушка. Я понимаю. (Берет со стола клочки фотографии.) А знаешь, их можно еще склеить.
- Наклонности – человек очень добрый, ей искренне жалко даже соперницу, которая в отличие от неё, принимает ухаживания врагов.
Из текста:
Аннушка пристально смотрит на Лелю, которая, не шевелясь, стоит возле двери.
Аннушка. Что же ты стоишь? Садись… Он велел напоить тебя чаем..
Леля (пробуя улыбнуться). Я, признаться, в себя прийти не могу — ты здесь!.. Право, это так неожиданно…
Аннушка (подходит к ней чуть ближе). А ты очень изменилась за эти полгода… выросла… совсем стала барышней.
Л еля. Только, пожалуйста, не вздумай меня подозревать в чем-то скверном. Тут мамины вещи (показывает на чемодан), я хочу обменять их в деревне на продукты. Этот немец живет у нас в доме, и я упросила его немножко меня подвезти. Вот и все. (Неуверенно.) Бедная мама так голодает… Почему ты молчишь?
А н н у ш к а. Не знаю.
Л е л я. Что ты не знаешь?
А нн у ш к а. Не знаю, почему молчу.
Л е л я. Я тебя не понимаю… Ты стала странная какая-то… (Смотрит на Аннушку пристально.) Отчего ты хромаешь?
А н н у ш к а. Я поскользнулась. Ничего. Завтра пройдет.
Леля (нервно). Ты как-то странно на меня смотришь… Словно я украла у тебя что-то…
Аннушка. Разве? (Опускает голову и беззвучно плачет.)
Л е л я. О чем ты плачешь?.. Не понимаю.
Анн уш ка. Мне жалко… тебя…
- Другие психологические или духовные особенности –
Любовь к Олегу, тайная, безответная, надежда на взаимность (дала адрес). Сама мыслями и сердцем с ним всегда (гордилась).
Аннушка (тихо). Зачем ты вернулся?
Юноша (не сразу). Ты… Ты все знаешь?
Аннушка. Люди из города приходили, рассказывали про тебя.
Юноша (жадно). Что там, в городе? Я ведь ничего не знаю. Одиннадцать дней брожу по дорогам.
Аннушка. Рассказывают — по всему городу аресты
идут. Тебя ищут.
Юноша (помолчав). А кого из товарищей взяли — не слышала?
Аннушка. Нет. (Пауза.) Я когда узнала про вас… про то, что в Краснодоне была подпольная комсомольская организация, я так вами гордилась; ведь мы когда-то вместе учились, друзьями были. Помнишь школу — наше счастливое времечко? Как мы по вечерам у Лели, подружки моей, собирались— пели, танцевали, в игры разные играли… А Леля лучше всех пела; голосок у нее был звонкий, чистый — как ручеечек… Я очень ее слушать любила. (Пауза.) Она… она тоже с вами была?.. Ведь правда? Почему ты молчишь?
Юноша (не сразу). Ты не говори о ней… Не надо.
Аннушка. Погоди… Но ведь вы были такие друзья… Мне всегда казалось, что ты и Леля… (Тихо.) Ведь вы любили друг дружку, правда?
Юноша. Я… Я очень ошибся, Аннушка.
Аннушка. Что?..
Юноша (запальчиво). Да-да!… (Негромко.) Ей, видишь ли, было неплохо и при фашистах…
Аннушка. Неправда!.. Не может быть!
- Опишите её внешний облик.
Так как внешний облик человека отражает духовную его сущность.
Образ роли Аннушки — 17летняя девушка, очень худенькая.
- Худощавая хорошо сложенная девушка среднего роста.
- Просматриваются черты казачки, но в русом цвете.
- Длинные светло-русые косы.
- Красивые, мягкие черты лица.
- Глаза зелено-голубые, большие, проникновенный, добрый взгляд.
- Шея длинная. Спина прямая. Руки с длинными пальцами.
- Походка при храмовая, но быстрая и порывистая.
- Одежда: опрятная, простая.
Чистая вылинявшая холщевая рубаха подпоясана ремнем деда, юбка черная в пол бабушкина.
светлый ситцевый передник-фартук с большими карманами, в которых лежат бечевка и ножницы (они же орудие защиты).
- Обувь – короткие обрезанные валенные сапоги на резиновом ходу бабушкины.
4.Создайте биографию героя.
Я родилась в 1926году.
Мама — преподаватель русского языка,
папа – машинист на железной дороге.
Детство было счастливым, жили в Рязани.
В 1939 году переехали в Краснодон, по ближе к бабушке с дедом.
Училась в школе, два последних класса.
Ребята в школе были очень веселые, добрые, творческие.
Влюбилась в одноклассника Олега Кошевого, который предпочел мне яркую Лелю, но это не мешало мне все равно его любить и надеяться на взаимность.
В начале войны родители ушли на фронт, я осталась помогать бабушке, дед в тылу на заводе работает.
Бабушка, хоть и не показывает виду, но нет, нет, да и за сердце держится. Тяжело ей за всех переживать. Меня охранять, дом содержать. Помогаю, как могу, чтобы близким моим было куда вернуться с ПОБЕДОЙ.
Год назад немец , которому я дала пощечину за домагивание, прострелил мне колено, с тех пор хромаю, но это ничего, вот война кончится и все залечу. Только бы она кончилась. Только чтобы мама, папа и дед живыми пришли!
Только чтобы друзья живыми остались, а со всем справимся…
- Определите сверхзадачу и сквозное действие роли.
Для меня ближе всего восприятию роль Аннушки.
Не смотря на опасность, тревогу, постоянный страх необходимо не растерять свои жизненные ценности, принципы человечности и не сломаться под гнетом обстоятельств.
Сверхзадача Аннушки – защитить бабушку и Олега.
Сквозное действие роли – противостояние врагам, любовь и помощь близким.
Сквозное действие будущего спектакля — в ходе борьбы за победу над врагом утверждается мысль о верности советских людей Родине, о патриотической их стойкости. В данном случае сквозным действием спектакля будет, очевидно, борьба народа в годы ВОВ, за победу над оккупантами. В этой борьбе принимают участие все действующие лица. Но каждый, по-своему.
Сверхзадача спектакля — она будет возбуждать у зрителя активные гражданские чувства, будить его совесть, вызывать готовность отстаивать добро и справедливость. Всегда, есть люди, которые предпочитают стоять в стороне от политической жизни, занимаются лишь устройством своего личного благополучия. Расшевелить таких людей, пробудить в них гражданскую активность, вызвать у зрителя чувство ответственности за судьбу страны может стать основной целью спектакля — его сверхзадачей.
Моё собственное отношение к роли Аннушки выражено через создание на сцене живого и убедительного человеческого характера с живой трепетной душой, чувством собственного достоинства не смотря на физический недостаток.
Исходя из сверхзадачи спектакля, идейный замысел роли, то есть о том, что я скажу в ней зрителю:
Играя, Аннушку, надо увлечь, заразить зрителя преданностью своей героини заботой о близких людях и противостоянию врагам. Сохранить свои идеалы, не смотря на опасность и предлагаемые «конфетки».
Аннушка (подает ему чай). Пожалуйста, господин офицер.
Эрнст (удачный ремонт машины, теплое помещение и горячий чай приводят его в довольно благодушное настроение). Ты почтительная девочка — это очень хорошо. (Вынимает из кармана несколько конфет и ест их, запивая чаем.) Ты можешь съесть одну конфету, ты ее заслужила.
А нн у ш к а. Спасибо, господин офицер.
- Перечислите дополнительные материалы, которые были использованы в работе над ролью.
«Молодая гвардия» — двухсерийный художественный фильм, снятый в 1948 году по одноимённому романуАлександра Фадеева (1-й редакции) режиссёром Сергеем Герасимовым.
Википедия: Олег Кошевой — участник и (по роману А. А. Фадеева «Молодая гвардия») один из организаторов подпольной комсомольской организации и её комиссар «Молодая гвардия» в годы Великой Отечественной войны. Член ВЛКСМ с 1942 года. После оккупации Краснодона немецкими войсками (июль 1942) под руководством партийного подполья участвовал в создании комсомольской подпольной организации, член её штаба.
В январе 1943 года организация была раскрыта немецкой службой безопасности; Кошевой пытался перейти линию фронта, но был схвачен на станции Картушино — при рутинном обыске на блокпосту у него был обнаружен пистолет, чистые бланки участника подполья и зашитый в одежде комсомольский билет, который он отказался оставить, вопреки требованиям конспирации. После пыток расстрелян 9 февраля 1943 год в городе Ровеньки Ворошиловградской (Луганской) области (в романе названа дата 31 января). 13 сентября 1943 года Олегу Кошевому было посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.
Дополнительная литература: роман А. А. Фадеева «Молодая гвардия», «Бессмертие юных» (Из истории борьбы комсомольского подполья Украины против гитлеровских захватчиков в годы Великой Отечественной войны). П. Т. Тронько. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая Гвардия». Типография «Красное знамя». Москва. 1958
Алексей Арбузов
НОЧЬ ПЕРЕД БЕССМЕРТИЕМ
Драматический этюд
Действующие лица
Аннушка.
Бабушка.
Юноша.
Леля.
Эрнст — немецкий офицер.
Время происходящего: 11 января 1943 года.
Место действия:
Изба на проезжей дороге, недалеко от Краснодона.
Декорации: Скудно обставленная горница, перегороженная ситцевой вылинявшей занавеской.
Начало 1-й сцены:
У окна, вглядываясь в ночную темень, стоит Аннушка — хромая, очень худенькая девушка лет семнадцати.
За столом возится с шитьем Бабушка.
Световое оформление: Дрожит тусклый свет коптилки.
Звуковое оформление: Слышно, как за окнами неистово воет метель.
«Тепло… и ходики тикают» (из текста)
Бабушка (прислушивается). Ишь ты… Разошлась метель, по степи гуляет. В такую ночь не дай боже заблудиться — на ходу человека занесет.
Аннушка. Слышишь!.. Слышишь, бабуся? То орудия бьют! То где-то далече, далече наши орудия бьют.
Бабушка (помолчав). Чудится тебе за метелью-то…
Аннушка. Может, и верно, чудится… (Пауза.)
Бабушка. Спать ступай, беспокойная.
Аннушка. Нет… Не могу я спать, бабушка! Все равно конец им пришел — который день они идут по дороге, и лица у них мертвые, в глазах смерть. Это они оттуда идут такие» от Сталинграда!..
Резкий порыв ветра, Аннушка вздрагивает.
Как метель воет! Страшно, правда, бабушка?
В окно тихо стучат.
(Приподымаясь.) Кто же это? Ночью в такую вьюгу…
Бабушка (подходит к окну). Кто стучит?… Не слышу. Свой, говоришь? А ну, ступай к дверям, там и потолкуем
(Оборачивается к Аннушке.)
Не бойся — не немцы, видно, прохожий человек заплутал. (Уходит в сени.)
Аннушка прислушивается к голосам, которые доносятся из сеней. Отворяется дверь, вслед за Бабушкой входит Юноша. Он, видимо, очень
устал еле держится на ногах.
Бабушка. Вот… говорит, к тебе… Принимай гостя, Аннушка.
Юноша (смотрит на Аннушку, снимает шапку). Узнаешь?
Аннушка (вскрикнула). Ты?!
Юноша. По имени меня не называй, не надо. Ты уж: прости, мне бы отогреться часок… очень устал. (Ему, видно, больно стоять, и он медленно опускается на скамейку.)
Аннушка (постепенно приходя в себя). Раздевайся… Раздевайся и иди вот сюда, к печке, мы тебя чаем напоим… Вот, бабушка, это мой дружок по школе… Мы с ним в Краснодоне два года в одном классе учились.
Юноша (закрыл глаза, чуть улыбнулся). Хорошо у вас… Тепло… И ходики тикают… (Вздрогнув, открывает глаза и оглядывается по сторонам.) Чужих в доме нет?
Бабушка. Нет, родимый, я да Аннушка — вот и все обитатели.
Юноша. Дом у вас на дороге — верно, немцы часто заглядывают?
Бабушка. Ночь сейчас, метель на дворе. В такую погоду немец в тепле сидеть любит — что ему на дорогах-то делать… Так что ты не тревожься.
Юноша. А мне тревожиться нечего. Просто я по натуре любопытный человек. (Улыбнулся.) Верно, Аннушка?
Аннушка. Щеки-то у тебя от мороза как почернели.
Бабушка. Небось и ноги отморозил — я ведь вижу, стоять тебе больно. Эх, парень, парень. Как тебя в степи-то и вовсе не занесло? (Помолчав.) Чаю тебе выпить надобно; погоди чуток, я кипяточку согрею… А потом мы с Аннушкой спать тебя уложим — проснешся утром, а метель, глядишь, и прошла. Так-то… (Уходит за занавеску.)
Юноша (глядит на Аннушку). Вот и пригодился адрес, который ты мне летом, перед эвакуацией, дала — помнишь?
Аннушка (тихо). Зачем ты вернулся?
Юноша (не сразу). Ты… Ты все знаешь?
Аннушка. Люди из города приходили, рассказывали про тебя.
Юноша (жадно). Что там, в городе? Я ведь ничего не знаю. Одиннадцать дней брожу по дорогам.
Аннушка. Рассказывают — по всему городу аресты
идут. Тебя ищут.
Юноша (помолчав). А кого из товарищей взяли — не слышала?
Аннушка. Нет. (Пауза.) Я когда узнала про вас… про то, что в Краснодоне была подпольная комсомольская организация, я так вами гордилась; ведь мы когда-то вместе учились, друзьями были. Помнишь школу — наше счастливое времечко? Как мы по вечерам у Лели, подружки моей, собирались— пели, танцевали, в игры разные играли… А Леля лучше всех пела; голосок у нее был звонкий, чистый — как ручеечек… Я очень ее слушать любила. (Пауза.) Она… она тоже с вами была?.. Ведь правда? Почему ты молчишь?
Юноша (не сразу). Ты не говори о ней… Не надо.
Аннушка. Погоди… Но ведь вы были такие друзья… Мне всегда казалось, что ты и Леля… (Тихо.) Ведь вы любили друг дружку, правда?
Юноша. Я… Я очень ошибся, Аннушка.
Аннушка. Что?..
Юноша (запальчиво). Да-да!… (Негромко.) Ей, видишь ли, было неплохо и при фашистах…
Аннушка. Неправда!.. Не может быть!
Юноша. Когда немцы прорвали фронт, я пытался уйти за Донец. Но они опередили нас, и мне с товарищами пришлось вернуться в Краснодон… Мы пришли в город, когда там уже хозяйничали эти подлецы… Сначала мы боялись выходить из дома, потом осмелели, стали навещать друг друга… В эти страшные дни утешало только одно — верность. Верность… Это было счастьем встретить друга и понять, что он по-прежнему верит в победу. (Помолчав.) Через несколько дней я решил навестить Лелю. Подхожу к ее дому и слышу — на рояле она играет. А потом она запела… свою любимую песенку, которую так часто — помнишь? — пела и нам, своим товарищам. Я стоял у окна, и казалось, музыка возвращала меня назад, в наши счастливые вечера. Я вбежал в дом и остановился у порога — в комнате сидели два немецких офицера. Леля пела для них… Нашу песню им пела… (Тихо.) Нашу…
Очень долгое молчание. Аннушка опускает глаза, точно ей неловко
смотреть на него, и медленно идет к окну.
Юноша (тихо). Почему ты хромаешь?
Аннушка (усмехнулась). А тут немецкий офицер проезжал мимо… Остался ночевать, но ему не спалось, он разбудил меня и… Я ударила его ладонью по лицу! Тогда он вынул пистолет, выстрелил и сказал:«Теперь никогда меня не забудешь, хромоножка». (Тихо.) Он попал вот сюда, в самую коленку.
Бабушка (выходит из-за занавески). Спасибо ему, доброму человеку, а то бы угнал ее в неволю. А хроменькая им не годится. (Уходит в сени.)
Юноша поднимается с трудом, подходит к Аннушке, нежно опускает
руку на ее голову.
Аннушка (просто). Ничего. Я уж привыкла.
Ю ноша. Одиннадцать дней я бродил по дорогам… Такое горе, такую беду видел, которых не придумаешь. Мне скоро семнадцать, но нынче мне кажется почему-то, что я уже прожил целую жизнь. Знаешь, вчера приснился очень странный сон, будто у меня голова седая-седая, как снег… а надо мной стоит мама, и она целует мне глаза, губы, щеки, но я почему-то ничего не могу ей сказать… (Поднимается.) Мне надо идти…
Аннушка. Ты хочешь вернуться в Краснодон?
Юноша. Да.
Аннушка (крепко держит его за плечи). Зачем?
Юноша. Понимаешь… Что-то меня зовет обратно… Не знаю, как назвать это чувство… Долг, или месть, или… не знаю. Я должен был перейти линию фронта… и не сумел. (Пауза.) Не сумел ли? Верное ли это слово? Не смог?.. А может, в глубине души не хотел. Не хотел — понимаешь? Думал о товарищах, о тех, кто остался в городе, — об Уле, о Толе Попове, о Сумском… Нет!.. Красная Армия уже близко, я должен вернуться и помочь товарищам.
Аннушка. Но как же им помочь-то?
Юноша. Еще не знаю… Не придумал. Но я должен, должен!
Аннушка (прислушиваясь). Тише… слышишь?
Юноша. Это машина. Она остановилась у дома.
Аннушка (подбегает к окну). Немцы!
В дверь резко стучат.
Бабушка (быстро выходит из сеней). Немецкая машина подошла! (Юноше). Ступай за занавеску и чай пей — вроде ты свой… Живо!..
В дверь снова очень резко стучат. За шумом метели слышен мужской голос: «Открывать дверь, сейчас же!» Аннушка хватает Юношу за руку и уводит его за занавеску. Бабушка уходит в сени. Слышен лязг засова, стук двери; мужские голоса. Затем на пороге появляется Эрнст — немецкий офицер; следом за ним входит Бабушка.
Эрнст (оглядывает горницу). Кто есть дома?
Бабушка. Свои… Чужих нету, только свои.
Эрнст. Говоришь неправду? (Подходит к занавеске, отдергивает ее, смотрит на пьющих чай Аннушку и Юношу.) Это кто?
Бабушка. Внучата мои… Вот это Аннушка хроменькая, а это Николай… Коленька… внуки.
Эрнст. Кто есть еще?
Бабушка. Никого, батюшка. Дочка с мужем за Волгу уехали, а вот деточки остались. Так и живем втроем.
Эрнст. Смотри, если говоришь неправду — будет плохо. (Опускает занавеску.) Прошу слушать: у нас испортилась машина; надо делать ремонт. Пожалуйста, живо открыть нам сарай и светить, пока мы будем делать ремонт.
Бабушка. Поняла, господин офицер.
Эрнст. Прошу слушать. С нами едет русская фрейлейн. Она очень замерзла, ей надо тепло. Я сейчас приведу ее — пусть ей дадут горячий чай.
Уходит в сени, из-за занавески выходит Аннушка.
Бабушка (быстро). Делай все, как он сказал. Барышне этой не перечь — слышишь?
Эрнст возвращается вместе с девушкой. Она очень тепло укутана, в руках у нее большой чемодан. Девушка снимает платок, и мы видим, что она очень красива — смуглая, черноволосая, с большими темнокарими глазами. Она недоверчиво оглядывает горницу, отряхивается от
снега.
Эрнст. Вот она, бедная барышня. Пожалуйста, дать ей горячий чай.
Аннушка (вскрикивает). Лелька!
Эрнст (не расслышав, оборачивается к Аннушке). Что? Я не понял — что?
Аннушка (тихо). Нет, ничего.
Леля. Ступайте, господин Эрнст.
Эрнст (Бабушке). Пожалуйста, живо идти за мной. Надо осветить сарай.
Резкий порыв ветра.
Большая метель. Очень скверная погода. (Уходит.)
Вслед за ним уходит и Бабушка. Аннушка пристально смотрит на Лелю,которая не шевелясь стоит возле двери.
Аннушка. Что же ты стоишь? Садись… Он велел напоить тебя чаем..
Леля (пробуя улыбнуться). Я, признаться, в себя прийти не могу — ты здесь!.. Право, это так неожиданно…
Аннушка (подходит к ней чуть ближе). А ты очень изменилась за эти полгода… выросла… совсем стала барышней.
Л ел и. Только, пожалуйста, не вздумай меня подозревать в чем-то скверном. Тут мамины вещи (показывает на чемодан), я хочу обменять их в деревне на продукты. Этот немец живет у нас в доме, и я упросила его немножко меня подвезти. Вот и все. (Неуверенно.) Бедная мама так голодает… Почему ты молчишь?
А н н у ш к а. Не знаю.
Л е л я. Что ты не знаешь?
А нн у ш к а. Не знаю, почему молчу.
Л е л я. Я тебя не понимаю… Ты стала странная какая-то… (Смотрит на Аннушку пристально.) Отчего ты хромаешь?
А н н у ш к а. Я поскользнулась. Ничего. Завтра пройдет.
Леля (нервно). Ты как-то странно на меня смотришь… Словно я украла у тебя что-то…
Аннушка. Разве? (Опускает голову и беззвучно плачет.)
Л е л я. О чем ты плачешь?.. Не понимаю.
Анн уш ка. Мне жалко… тебя…
Ю нош а (выходит из-за занавески). Не плачь, Аннушка… (Глядит на Лелю.) Не стоит.
Леля (оборачивается и в испуге вскрикивает). Ты? Ты?…
Аннушка. Леленька, Леленька, милая, тише… Не называй его по имени… Его зовут Николай, Коля — понимаешь?
Юноша (вспыхнув). Оставь ее!.. Пускай она идет к своему господину Эрнсту и пускай скажет ему мое настоящее имя. Он будет ей очень благодарен… за это.
Леля. Как ты смеешь!
Аннушк а. Тише, тише, Леленька…
Слышны мужские голоса. Аннушка бросается к двери. На пороге
появляется Эрнст.
Эрнст (оглядывает всех, останавливает свой взгляд на Леле). Почему вы не пьете горячий чай? (Пауза.) Что-нибудь
случилось? Ну?
Леля (тихо). Нет… Нет, ничего… Я сейчас буду пить чай.
Эрнст (Леле). Очень большой холод, и я забыл перчатки. (Берет со скамейки оставленные им ранее перчатки). Вот и все. (Смотрит на Аннушку и на Юношу.) Кто-нибудь один
пусть будет нам помогать, если что-нибудь надо. Пожалуйста, живо идем в сарай.
Аннушка (накидывает на плечи платок). Слушаю, господин офицер.
Эрнст. Очень поздно. Надо торопиться.
Уходит с Аннушкой в сени. Слышно, как хлопает дверь. Через мгновение наступает тишина. Только за окнами по-прежнему воет метель. Юноша
и Леля долго молча смотрят друг на друга.
Леля. Зачем ты здесь, ночью, в этой избе? Твоя шапка еще мокрая от снега. Неужели ты шел пешком по степи… в эту метель? Ты сумасшедший — бродишь здесь, у самого города… Тебя всюду ищут!
Юн оша. Вот как? Спасибо за ценные сведения. (Усмехаясь.) А ты довольно последовательна, хотя на этот раз выдаешь друзей господина Эрнста.
Леля. Ты… ты хочешь вернуться в город? Да?.. И угадала? Не делай этого, ты пропадешь — они замучают тебя… Закопают живым в землю, как тех… в городском саду…
Юноша (не в силах сдержать своего волнения). Что
в городе, говори!.. Ведь я же ничего не знаю.
Леля. Всюду идут аресты… Они хватают всех, кто был связан с вами… Даже твою мать они арестовали.
Ю н ош а. Что?!.
Леля. Не знаю… Кажется, они ее выпустили. Но остальные — их пытают, мучают… Ты должен немедленно уходить — тебя схватят, слышишь?
Юноша. Кто арестован из товарищей? Говори имена…
Л е л я. Я не знаю всех, не помню… Толя Попов, Володя Осьмухин, Уля.
Юн оша. Уля… (Медленно опускается на скамейку.) Они еще живы? Их не расстреляли?
Леля. Нет… Немцы говорят, что следствие еще не закончено.
Юноша встает, надевает полушубок, идет к двери.
Что ты хочешь делать?.. Ты сумасшедший, тебе ничего не удастся, они схватят тебя…
Юноша (очень тихо и спокойно). Как не совестно тебе жить, если есть еще на свете люди, которые мучают наших товарищей.
Молчание.
Лучше бы я увидел тебя изуродованную, в застенках гестапо, чем здесь на свободе… с ними.
Леля. Нет, ты ничего не знаешь… Я тоже ненавижу немцев. Это чистая, святая правда — я их ненавижу!..
Юноша. А что она тебе приказывает… твоя ненависть? Стоять перед ними на коленях и улыбаться?… Занимать их пением? Разъезжать на их машинах по нашим дорогам? Это?..
Леля. Ну хорошо, тебе я скажу всю правду… Я еду в Днепропетровск к тете Любе — я больше не могу здесь оставаться. Я боюсь, мне страшно жить в нашем городе, ходить по улицам, сидеть одной в комнате… Мне кажется, что из-за всех углов на меня смотрят глаза, эти страшные, ничего не прощающие глаза!.. Когда начались аресты… тех, с которыми я вместе училась, мне «стало страшно выходить из дому… Представляешь, как смотрели на меня их матери, сестры, те, что всего полгода назад звали меня Лелечкой, у которых я просиживала целые вечера?.. Как-то поздним вечером возле биржи труда ко мне подошла совсем незнакомая женщина — я никогда ее прежде не видела — и сказала мне такие страшные слова, такие слова… Нет… Никогда я не смогу повторить их. (Пауза.) Я долго думала, как быть, что делать, и вот решила уехать…
Юноша (негромко). Нет, Леля… Теперь тебе уже нигде не будет покоя.
Леля. Ты… ты мне совсем не веришь?
Юноша. Да. (Усмехнулся.) А помнишь, какой я был доверчивый… Вспомнить страшно.
Леля (кричит). Замолчи! Замолчи! Ты всегда был гордый, непреклонный, недобрый — как я могла тебя любить?.. Замолчи, мальчишка!
Юноша молча смотрит на нее.
Не гляди на меня так… не гляди, слышишь? Ведь это же я, твоя Леля, твой самый дорогой дружочек — помнишь, как ты называл меня?.. Хочешь, хочешь, я уговорю господина Эрнста, он возьмет тебя в машину, мы доберемся до Днепропетровска и переждем там несколько месяцев?.. За это время тебя перестанут искать, и ты останешься в живых…
Юнош а. Прощай! (Идет к двери.)
Аннушка (выбегает из сеней.) Тише… идут!
Отворяется дверь, на пороге показывается Эрнст, следом за ним в
горницу входит Бабушка.
Эрнст (Леле). Все очень отлично. Машина в порядке, мы можем ехать вперед.
Молчание.
(Пристально смотрит на Лелю.) Что это?… Почему фрейлейн так печальна? (Резко.) Ее кто-нибудь обидел? Ну? Почему все молчат?
Леля. Нет, меня не обидели… просто я вспомнила свой дом и…
Эрнст. О, я очень понимаю… Милая мама, родные места и так далее. (Покровительственно.) Мне нравится ваша печаль — это очень хорошо, когда девушка сентиментальна, но, к сожалению, редко встречается в России. Ничего, мы вас выучим этому. (Аннушке.) Почему ты так хромаешь, дружок? Свои недостатки надо уметь скрывать — это главное правило отличного воспитания.
Аннушка. Благодарю, господин офицер.
Эрнст. Налей мне горячего чаю. Мне надо согреться на дорогу.
Аннушка (подает ему чай). Пожалуйста, господин офицер.
Эрнст (удачный ремонт машины, теплое помещение и горячий чай приводят его в довольно благодушное настроение). Ты почтительная девочка — это очень хорошо. (Вынимает из кармана несколько конфет и ест их, запивая чаем.) Ты можешь съесть одну конфету, ты ее заслужила.
А нн у ш к а. Спасибо, господин офицер.
Эрнст. Да, ты почтительная девочка, к сожалению, это тоже редко встречается в России. Во всем виноваты скверные идеи большевизма. Например, в Краснодоне наши раскрыли целую бандитскую шайку молодежи. Мне рассказывал об этом мой друг — он работает в разведке… (Улыбаясь, пьет маленькими глотками чай.) Я очень добрый человек, это могут подтвердить все, кто меня знает, я большой добряк, но даже я рассердился, когда узнал, как они себя ведут на допросах — маленькие дьяволы. Наши люди совсем измучились иметь с ними дело. Но ничего — скоро их повесят. Это будет иметь большое моральное значение для всей местной молодежи. Конечно, повесят не всех. Да, некоторые убежали. Например, их главный комиссар. Его зовут Олег Кошевой. (Аннушке.) Ты можешь съесть еще одну конфету, мой дружок.
Аннушка (тихо). Спасибо, господин офицер.
Эрнст. Наши ищут его в городе, но он не такой дурак, этот Кошевой, наверное, удрал очень далеко. У меня есть один небольшой сувенир. Фотографическая карточка. Мне подарил ее мой друг — парень из разведки. Вот… (Вынимает фотографию.) Знаменитый Кошевой.
Мгновенное молчание.
Аннушка. Разрешите посмотреть, господин офицер… (Она почти выхватывает из рук Эрнста фотографию.)
Эрнст (Леле). Не правда ли, интересный сувенир? Знаменитый вожак молодых партизан. Я буду его привозить в Германию и показывать знакомым девушкам. (Протягивает руку за фотографией.) Ну? Сейчас же прошу вернуть.
Аннушка молча рвет фотографию.
(В ярости.) Что такое?.. (Ударяет ее по лицу). Подлая девчонка!..
Юноша хочет броситься на немца, но Бабушка удерживает.
Бабушка. Тише, тише, милый...
Эрнст. Почему ты разорвала фотографию? Сейчас же отвечать! Ты тоже из их шайки, да?
Аннушка. Я… Я училась с Кошевым в одном классе…
Эрнст (он несколько оторопел). Ну… и что же дальше?
Аннушка. Нет, не заставляйте меня говорить правду, господин офицер… Мне совестно…
Эрнст. О черт!.. Сейчас же отвечать!
Аннушка. Ну, хорошо, я все расскажу; это очень простая история, господин офицер. Мы учились в одном классе, и я была влюблена в него… об этом никто не знал… даже он не знал об этом…
Э р н с т. Что дальше? Ну!
Аннушка. Он полюбил другую девушку — она тоже училась у нас в классе, — и вот… Простите, господин офицер, но я не смогла себя сдержать, когда увидела его лицо.
Эрнст. Черт! (Уже неуверенно.) Тебя следовало проучить и отправить в гестапо.
Леля (нервно). Оставьте бедную хромоножку в покое.
Вы только подумайте: несчастная любовь и с ее хромотой? Право, вам следует пожалеть бедняжку.
Э р н с т. Но она лишила меня лучшего сувенира!..
Леля. Какая-то фотография… Ну, что за пустяки! Право, у вас есть кое-что получше.
Э р н с т. Вы очень рассудительны. Очень.
Леля (усмехаясь). Да, когда несентиментальна. (Пауза.) Нам пора ехать.
Эрнст. Да, я согрелся.
Далекий орудийный раскат. Все прислушиваются.
Юн о ш а. Стреляют!
Эрнст (небрежно). Учебная стрельба. Мы испытываем по ночам новое секретное оружие.
Леля (нетерпеливо). Идемте же, наконец!..
Леля берет чемодан и быстро выходит в сени. Эрнст следует за ней. С улицы доносятся голоса и затем шум отъезжающей машины.
Аннушка и Юноша стоят не шевелясь, молча. Проходит Бабушка, она идет в сени..
Слышно, как она закрывает дверь на засов. Затем она проходит обратно и удаляется к себе за занавеску.
Аннушка (поднимает глаза на Юношу). Ну, вот и все. Да?
Юноша. Да.
Молчание.
Прощай. Мне надо идти.
А н н у ш и а. Ты решил?
Юноша (твердо). Да. Я должен попытаться помочь товарищам.
Аннушка. Я понимаю. (Берет со стола клочки фотографии.) А знаешь, их можно еще склеить.
Юноша (негромко). Склей, если хочешь.
Слышно, как воет вьюга.
А н н у шк а. Может быть, лучше подождать до утра?.. Тебя заметят в дороге.
Юноша. Нет. Я пойду на огоньки… Нельзя терять ни одного часа. (Пауза). И потом мне лучше вернуться в город ночью, перед рассветом.
Аннушк а. Ты прав. Прощай.
Они жмут друг другу руки.
Если тебе будет нужна помощь — скажи, и я сделаю все, о чем ты попросишь. Ты запомнишь это?
Юноша. Да. (Идет к двери, оборачивается на пороге.)
Прощайте, бабушка.
Бабушка (выходит из-за занавески). Прощай, милый…
Дай господи тебе удачи.
Юноша. Спасибо. (Уходит.)
За окнами неистовствует метель.
Трекбэк с Вашего сайта.