10. Этюдный тренаж. Расскажите об основных видах этюдно-тренировочной работы и ее значении в творческом воспитании исполнителя.
ЭТЮД – это сквозная непрерывная импровизационная проба актера собой предлагаемых обстоятельств и событийной ситуации или действие актера в предлагаемой (придуманной, сочиненной или воспроизведенной по памяти) событийной ситуации.
Тренажер-игра для оттачивания актерского мастерства «Мастер Эмоций», в настоящее время, единственная научно обоснованная тренировка в простой и веселой форме подачи материала.
Актер на сцене должен действовать, и действовать по- настоящему, то есть целеустремленно, целесообразно, продуктивно. И тогда он, как правило, начинает изображать действие, а заодно и те чувства, которые должны возникнуть в результате него. Как же практически преодолеть это противоречие между жизненным и сценическим самочувствием? Выход один — упорным трудом приобретать, развивать, воспитывать в себе те качества, которые нужны для верного самочувствия на сцене, Иными слова- мы должны как бы заново учиться на (подмостках видеть, слышать, думать и т. д. Учиться этому постепенно, терпеливо так, как учится ребенок ходить и говорить. Эта работа актера над собой и называется этюдным тренажем. Освобождая творческую природу исполнителя, этюдный трёнаж создает условия, в которых она оживает, а затем — путем частых повторений — приводит к необходимому развитию элементов верного сценического самочувствия.
Существуют разные формы этюдного тренажа — от простейших упражнений до сложных этюдов. Занимаясь упражнениями, можно развить внимание, воображение, умение подлинным образом думать на сцене, общаться с партнерами и т.д.
В более сложных этюдах все эти элементы сливаются в едином органическом действии. Краткая характеристика видов этюдно-тренировочной работы:
- различные упражнения
- этюды — одиночные, парные, массовые и т. д.
Роль каждого из них в развитии у исполнителя творческих качеств, необходимых для органического действия на сцене.
- Упражнения на концентрацию своего внимания (внимательное запоминание всеми органами чувств ощущений, мимики, жестов, движений, взгляда и т.д.)
- Упражнения с воображаемыми предметами развивают умение действовать последовательно, укрепляют чувство правды и веру в предлагаемые обстоятельства, начисто лишают возможности действовать приблизительно, нелогично, непродуктивно, а главное — вызывают потребность в активном внимании, воображении мысли.
- Этюды (связаны с действием, развивающимся действием, которое, встречаясь с какими-то-препятствиями, меняет свою направленность и характер, зависят от непосредственного восприятия предлагаемых обстоятельств, оправдания их, оценки. Импровизационный характер работы над этюдом лишает возможности механически повторять уже известную линию действия. Действовать в этюде исполнитель должен «от себя» («я в предлагаемых обстоятельствах»).
1.) ЭТЮДЫ ОДИНОЧНЫЕ (если нет партнеров)
2.) ЭТЮДЫ КОЛЛЕКТИВНЫЕ
А) ЭТЮД на общение
- этюды на общение с оправданным молчанием
- с минимум слов
- B) Этюд на общение с текстом
3.) Массовые этюды.
Эти несложные упражнения развивают наблюдательность и память, приучают быть внимательными и сосредоточенными.
Станиславский сравнивал наше внимание с кругом света от лампы в темной комнате. Круг нашего внимания может быть больше или меньше, «освещать» один предмет или множество, может увеличиваться и сокращаться, перемещаться в пространстве.
Если нужно сосчитать, рассмотреть, запомнить количество и расположение предметов на столе, то круг внимания будет ограничен столом. Он расширится, если понадобится определить общёё количество мебели в комнате ее месторасположение. Но можно и сузить круг внимания, ограничив его одним рассматриваемым предметом или частью предмета.
Если внимание актера на сцене рассеялось, его легче всего собрать на каком-то небольшом объекте.
Круг внимания актера может сужаться и расширяться, но он должен оставаться в пределах сцены не должен включать зрительный зал (кроме случаев предусмотренных автором).
Одно из распространенных и очень полезных упражнений, направленных на развитие воображения, заключается в том, что один человек берет какой-то предмет в руки, пытается относиться к нему, как если бы он был чем-то совсем другим, отдаленно СХОДНЫМ по фактуре (к меховой шапке как к живому щенку, к металлической пудренице как к холодной лягушке и т. д.). Добившись такого отношения, передает предмет партнеру, сказав, что он теперь обозначает. Это упражнение не только развивает воображение, но и учит правильной опенке предлагаемых обстоятельств, без которой не .может быть подлинности действий
Станиславский часто напоминал (в книгах и в устных беседах с молодежью), что мастера любого вида искусства тренируются ежедневно: певцы поют вокализы, пианисты играют гаммы, балерины тренируются у станка, художники делают наброски. Драматические актеры должны развивать и свое тело, и голос, и дикцию, но прежде всего — элементы органического действия.
Короткие ежедневные упражнения должны стать привычкой.
Упражнения с воображаемыми предметами развивают умение действовать последовательно, укрепляют чувство правды и веру в предлагаемые обстоятельства, начисто лишают возможности действовать приблизительно, нелогично, непродуктивно, а главное — вызывают потребность в активном внимании, воображении мысли.
В жизни мы часто действуем не задумываясь: наши руки давно «изучили», «запомнили» и хорошо «знают», что и как надо делать.
Но на сцене, где всему приходится учиться заново, надо сознательно вспоминать все мельчайшие физические действия в их правильной последовательности. Обычно это удается не сразу. Руки становятся какими-то нескладными, предмет то растет, то уменьшается, работа оказывается выполненной подозрительно быстро.
Рекомендуется, проделав первый раз упражнение, повторить его с настоящим предметом, отмечая все неточности. После такой проверки (а ее, если надо, придется повторять неоднократно) можно вернуться к работе с воображаемым предметом.
Постепенно физические действия становятся все увереннее, предмет закрепляется в своем размере весе и т. д., и наконец, наступает момент, когда тело начинает «верить» в подлинность совершаемых действий.
Этот момент невозможно пропустить и не заметить, — ощущение возникает очень яркое; рука начинает чувствовать предмет и «вспоминает» сама, что с ним нужно делать. Теперь уже нет нужды сознательно обдумывать последовательность физических действий: творческая природа пришла в движение, к физическим действиям возвращается их жизненная непроизвольность. Возникают какие-то непредусмотренные заранее подробности. Все это означает, что возникло правильное сценическое самочувствие.
Действие в этюде может производиться в разком темпе и ритме.
Сапер разминирует объект. Ритм действия, его напряженность огромна. Но темп не может быть быстрым, он скорее будет замедленным. Ведь от тщательности и аккуратности работы зависит его жизнь. Меняя в упражнении предлагаемые обстоятельства, нужно пробовать одну и ту же цепочку движений выполнять в разных темпоритмах.
Этюд – это:
- средство «вспомнить жизнь» и на основе этого создать правду сценической жизни;
- средство постижения творческих законов органической природы и приемов психотехники;
- средство обучения (постижение основ профессии: погружение в предлагаемые обстоятельства, освоение понятия «действие» и событие);
- средство проявления творческой инициативы и самостоятельности.
Этюд – это самостоятельный поиск действенной линии поведения в заданных (придуманных) обстоятельствах. С точки зрения профессиональной обученности — это основной профессиональный навык.
С точки зрения социальной значимости – это привитие учащимся таких качеств, как самостоятельности, ответственности, трудоспособности.
Цель подобного рода этюдных упражнений – действенное исследование (то есть исследование собой, своим телом своей психофизикой) тех или иных обстоятельств пьесы или программных заданий в процессе обучения (например, физического самочувствия, или определенной среды и атмосферы, или того или иного события). Этюдными пробами в предлагаемых обстоятельствах также принято называть одно из направлений актерского тренинга: тренинг действия в предлагаемых обстоятельствах.
Трекбэк с Вашего сайта.