21. Грим молодого, старого, этнического лиц. Особенности нанесения грима.
- Расскажите о роли грима в создании сценического образа.
Гримировка — один из завершающих этапов работы актера над ролью.
Хорошо найденный грим имеет большое значение в созданий жизненно правдивого и выразительного образа, в донесении его до зрителя.
Прежде всего грим помогает подчеркнуть наиболее существенные черты характера, передать внутренний мир персонажа.
С помощью грима мы можем сделать лицо старше или моложе, полным или худым, здоровым или болезненным, а также придать ему национальное своеобразие.
Можно в известной степени исправить недостатки лица, сделать его (если это требуется по роли) красивее.
Кроме того, в творческом процессе работы актера над ролью нахождение грима является созданием сценического образа.
Удачный грим (как и хорошо подобранная деталь костюма) влияет на самочувствие актера, помогает ему ощутить «зерно» роли, проникнуть в ее существо.
Так, вспоминая о работе над ролью маклера Обновленского в пьесе «Рубль» Федотова, К. С. Станиславский «Парикмахер во время спешки наклеил мне правый ус выше, чем левый. От этого выражение лица получило какую-то плутоватость, хамство… Я подрисовал и правую бровь выше левой. Получилось лицо, при котором можно было совершенно просто говорить слова роли, — и все понимали, что мой Обновленский — г. мошенник, ни одному слову которого нельзя верить».
Не случайно Станиславский момент нахождения удачного грима называл моментом «великой радости».
Некоторые, особенно молодые, исполнители считают, что он не нужен, портит лицо, и выражают желание играть совсем без грима. Другие же, наоборот, чрезмерно увлекаются гримом, превращают в маску. И те и другие заблуждаются.
Не загримированное лицо при ярком сценическом освещении кажется из зрительного зала тусклым, болезненно-бледным, черты его сливаются, и мимика — важнейшее средство выразительности актера — не видна.
Грим делает мимику более доходчивой и ясной.
- Какие существуют средства и приемы гримирования?
Практически для работы достаточно иметь коробку гримировальных красок (палитра №1 и №2 изготавливается на заводе «Фабрика театрально грима» в г. Москва), содержащую десять тонов, или набор грима из двенадцати тонов. Смешивая в случае необходимости различные краски, можно получить любые нужные цвета и оттенки.
Для гримировки лица пользуются растушевками или колонковыми кисточками (№ 1—6). Нужно иметь несколько кисточек, чтобы не употреблять одну и ту же для разных красок.
Форму носа, ушей, подбородка и других частей лица можно изменить с помощью гумоза. Он выпускается в виде цилиндрических карандашей и должен быть липким, эластичным, легко мыться. Для замазывания бровей применяют специальный состав (онгруаз). Его можно сделать самим: гумоз — четыре части, грим телесного тона — одна часть. Борода, усы и другие волосяные изделия наклеиваются специальным клеем для грима (спиртовой раствор натуральной смолы-сандарака). Чтобы спирт не выдыхался и клей не сгустился, флакон закрывается пробкой с вставленной в нее кисточкой.
Существует два основных приема гримирования: живописный (с помощью красок) и скульптурно-объемный (с помощью наклеек и наленок).
При гримировке надо помнить, основной закон живописи: темные тона удаляют и углубляют, светлые расширяют и приближают.
Краски на лице должно быть как можно меньше: чем ее меньше, тем живее и подвижнее лицо.
Нельзя перегружать грим мелкими, невыразительными деталями и штрихами. Каждый мазок на лице должен быть точен, оправдан и выразителен.
Гримироваться нужно при электрическом освещении, так, как при дневном свете цвета гримировальных красок кажутся грубыми и ненатуральными. Источник света лучше расположить таким образом, чтобы лицо гримирующегося было равномерно освещено с двух сторон.
Убедительность грима во многом зависит от силы света и его окраски, а также от расстояния, на котором расположена сцена от зрителя. Чем ближе расположены зрители к сцене и чем сильнее и ярче освещение, тем мягче и тоньше должен быть грим. При цветном освещении сцены необходимо учитывать также: красный свет поглощает красные тона в гриме, и они бледнеют; при синем (вечернем, лунном) освещении красная краска, наоборот, будет казаться почти черной, а синяя побледнеет. Поэтому в первом случае красные тона надо усилить, а синие ослабить, а во втором, наоборот, красные ослабить, а синие усилить. Если но ходу пьесы освещение часто меняется, то надо гримироваться, исходя из того освещения, которое преобладает.
Грим, выполненный в артистической уборной, обязательно проверяется на сцене при соответствующем освещении.
ГРИМ МОЛОДОГО ЛИЦА главное здесь — естественность
С помощью грима можно изменить форму глаз, сделать их больше или меньше, глубоко сидящими или выпуклыми, придать взгляду нужную характерность. При подводке глаз необходимо учитывать их цвет: если глаза голубые, она делается синей краской, если темные — коричневой или фиолетовой. Подводка глаз делается так. Верхнее веко подчеркивается тонко коричневой (или синей) краской и растушевывается по ресницам. Нижнее веко подводится таким же способом, причем нижняя подводка слегка стушевывается вниз. Линии подводки верхнего и нижнего век не должны соединяться. У внутренних уголков глаз ставится светло-красная точка (слезник). Глазные впадины оттеняются румянцем в зависимости от природной посадки глаза: чем глубже глаза, тем меньше их нужно оттенять, и наоборот.
переходят к гримировке бровей. По своей форме и окраске брови бывают разными: густыми и редкими, широко расставленными и сросшимися у переносицы, черными и светлыми. Так, у южан, особенно брюнетов, брови обычно густые и черные, у северян — редкие и светлые. Впечатление нужной густоты и ‘формы бровей можно создать с помощью подрисовки. Это важно, так как форма бровей в большой степени влияет на выражение лица.
Густые сросшиеся брови делают лицо мрачным, суровым, высоко поднятые — удивленным, наивным, легкомысленным.
Брови с опущенными внешними уголками придают лицу печальное выражение, а слегка изогнутые, с поднятыми внешними кончиками — выражение хитрости, лукавства. Все это надо учитывать при гримировке.
Брови должны быть немного темнее цвета волос. Если форма бровей исполнителя соответствует задуманному гриму, то для большей выразительности их только подчеркивают, причем в середине они делаются немного шире, чем на концах. Бровь обычно подрисовывают по верхнему краю, чтобы поднять ее выше и сделать глаз более открытым. Если форма бровей исполнителя не соответствует гриму, то они частично или полностью замазываются специальным составом (онгруазом) или простым туалетным мылом. На их месте можно нарисовать брови другой формы или наклеить искусственные из крепе соответствующего цвета.
При гримировке носа есть два способа изменения его формы: живописный (с помощью красок) и скульптурно-объемный (с помощью налепок из гумоза). Форма носа определяется, прежде всего, строением его спинки и, чтобы придать носу нужную форму, меняют ее очертания.
Для того чтобы нос казался прямым, обе стороны его спинки очерчиваются параллельными линиями коричневато-красного тона, которые затем стушевываются пальцами к щекам. Если раздвинуть параллельные линии, нос будет выглядеть более широким. Чтобы нос казался короче, затемняют его кончик, чтобы стал «орлиным», его горбинку выделяют светлым бликом. Светлый блик, поставленный на кончике носа, и небольшая поперечная тень между спинкой носа и его кончиком создают впечатление курносости. Однако живописными приемами можно лишь в небольшой степени изменить форму носа, более значительные изменения достигаются с помощью гумозных налепок или подтягиванием кончика носа тонкой тюлевой ленточкой.
При гримировке губ их сначала окантовывают тонкой темно-красной линией, которая затем стушевывается внутрь. Нельзя весь рот покрывать ярким равномерным слоем краски. Это придает лицу кукольное выражение. Верхняя губа всегда несколько темнее и тоньше нижней.
Если в гриме необходимо изменить контуры рта, придать ему другую форму, сначала покрывают часть губ общим тоном и очерчивают новый контур рта, сделав губы тоньше или толще, собранными или отвислыми. Яркость губ зависит от яркости общего тона грима: на смуглом загорелом лице губы должны быть темнее, при светлом общем тоне — светлее.
СТАРЧЕСКИЙ ГРИМ
К старости лицо человека претерпевает ряд физиологических изменений: резче обрисовывается костный рельеф, впадины и выпуклости; глаза тускнеют и вваливаются, волосы седеют; выпадают зубы, отчего проваливаются губы; кожа лица становится дряблой, серовато-желтой и покрывается сетью глубоких и мелких морщинок.
Видимость седины можно создать, присыпав их серебристой или белой пудрой.
В старческом гриме глазные впадины затемняются коричневой краской ресницы и брови покрываются белой краской, чтобы создать впечатление седых ресниц. Начесав брови против роста волос или немного вниз, можно создать впечатление седых, густых, нависших бровей. Можно также полностью замазать собственные брови и наклеить вместо них сделанные из седого крепе. Нижние веки, подведенные светло-красной краской, придают глазам воспаленный, усталый вид.
Значительную роль в старческом гриме играют морщины, которые бывают разной глубины. Их можно разделить на три основные группы. К первым, наиболее глубоким, относятся носогубные (идущие от носа к углам рта), вертикальные на лбу (между бровями), «мешки» под глазами и «навесы» над верхними веками; ко вторым — горизонтальные морщины на лбу и те, которые идут от углов рта вниз; к третьим — так называемые «гусиные лапки», расположенные веером у внешних краев глаз; это самые мелкие морщины. Цвет краски для морщин тот же, что и для впадин (смесь коричневой и красной красок), но значительно темнее общего тона.
Морщины проводятся кистью или растушевкой и затем тщательно растушевываются пальцем. Центр морщины должен быть резче, темнее, а края — тоньше, бледнее и незаметно сходить на нет. Так как кожа над морщиной образует выпуклость, то верхний край морщины выставляют, то есть покрывают светлой краской общего тона. Этот блик над морщиной, тщательно сведенный на нет, придает ей рельефность и естественность.
Наносить морщины, и притом самые заметные и характерные нужно очень тщательно и аккуратно. Мелкие морщины не видны зрителю и только грязнят лицо.
Морщины (вернее, места их будущего расположения) можно выявить следующим образом: стоит нахмурить лицо, и на лбу появятся вертикальные морщины, при поднятии бровей — горизонтальные, у прищуренного глаза образуются тонкие лучевые морщинки. Только выявив места расположения будущих морщин, можно начать их прорисовывать.
Впечатление ввалившегося рта можно создать, слегка затемнив коричневой краской расстояние от носа до верхней губы.
Чтобы создать впечатление небритого лица, щеки и подбородок исполнителя покрываются серой краской или заклеиваются мелко настриженным крепе, по цвету схожим с цветом волос. Худую старческую шею можно сделать, выделив светлым тоном шею и кадык, а промежуток между ними затемнив коричневой краской и растушевав ее.
В старческих гримах приходится иногда прибегать к изменению формы носа с помощью налепок из гуммоза.
ХАРАКТЕРНЫЕ ГРИМЫ — самая сложная и многообразная категория гримов. К ним относятся: гримы, подчеркивающие ярко выраженную, преобладающую черту характера, расовые и национальные, патологические (когда нужно подчеркнуть болезненное состояние персоналка)/ исторические и портретные.
Существуют еще гримы сказочные; и фантастические, встречающиеся иногда в спектаклях для детей, в балетных спектаклях и некоторых операх.
Расовые и национальные гримы также относятся к категории характерных гримов и представляют известную трудность.
Цвет кожи у людей, населяющих Азию, желтоватый, у монголов он более смуглый, чем у китайцев, корейцев. Наиболее светлый — у японцев. Правильный основной тон для таких гримов получается от смешения загарного тона с небольшим количеством желтой краски, которая имеется в любой коробке гримировальных красок.
Характерные особенности лица азиатских народов: широкие, округлые, выдающиеся скулы, слегка приплюснутый нос, неглубокие глазные впадины, узкие глазные щели с косым разрезом. Для большей рельефности на скулы ставят блики, а снизу подчеркивают коричневыми тенями. На скулы можно сделать налепки из гумоза, что усилит их выпуклость. Глаза не подводятся, а у внутренних и внешних концов их проводятся черной краской короткие черточки, что придает глазам раскосость. Расстояние между бровями нужно увеличить, замазав их около переносицы; туалетным мылом (немного смочить и провести вдоль волосков), а внешние уголки чуть приподнять: Замазанная часть бровей покрывается общим тоном.
У негров темный, почти черный цвет кожи. Волосы короткие, обычно жесткие, очень густые и мелко вьющиеся. Широкий приплюснутый нос, круглый разрез глаз, полные, широкие губы, очень белые зубы, несколько выдвинутая вперед нижняя часть лица. Для основного тона на лицо и шею исполнителя кладется тонким слоем темно-коричневая краска (для мулатов светло-коричневая). На руки надевают черные перчатки или покрывают их жидкой темной краской (морилкой). Глаза подводятся черной линией. Ноздри носа надо увеличить и расширить с помощью гумозной налепки или (если форма носа исполнителя широкая) нанесением Светлых бликов. Чтобы зрительно увеличить губы, их подрисовывают контурным карандашом и покрывают светло-серой, но не красной краской.
Необходимо только помнить, что в национальных гримах все должно быть реалистично, без подчеркивания и преувеличения специфических национальных особенностей и без всякой карикатурности и гротеска.
Трекбэк с Вашего сайта.